Железная надежность: как Москва получила комфортный трансфер в аэропорты

17.05.202310:15

Сегодня мы редко вспоминаем, что раньше, для того чтобы доехать в аэропорт, нужно было проделать сложный и стрессовый путь. В 2000-х годах число автомобилей в столице стремительно росло, и встал вопрос о том, как добраться в авиахабы с комфортом и вовремя. В 2005 году было решено связать аэропорты Москвы с центром города с помощью железнодорожной системы, которая помогала бы пассажирам добираться до стоек регистрации без опозданий. Об истории развития «Аэроэкспресса», который сегодня празднует 18-летие, — в материале «Компании». 

Удобные пересадки

Первоначально скоростные аэроэкспрессы отправлялись в аэропорты с центральных вокзалов: с Павелецкого — в Домодедово, с Савеловского, позднее с Белорусского — в Шереметьево, с Киевского — во Внуково. С развитием сети общественного транспорта и появлением новых пересадочных контуров маршрутная сеть начала меняться в соответствии с запросами пассажиров: стали вводиться промежуточные остановки. Это позволило улучшить доступность поездов в аэропорт — у путешественников появилась возможность выбрать удобное для себя место посадки в поезд, совершать быстрые пересадки на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие виды наземного транспорта.

Первые промежуточные остановки появились в 2018 году на Окружной на маршруте до Шереметьево и на Верхних Котлах на Домодедовском направлении. Обе станции объединены с одноименными станциями МЦК.

Серьезная трансформация произошла еще через год: «Аэроэкспресс» был интегрирован с Московским центральным диаметром D1, и маршрут продлили до города Одинцово. Благодаря этому нововведению добраться в аэропорт Шереметьево напрямую и за фиксированное время стало возможным не только с Белорусского вокзала и Окружной, но и с 12 станций D1: Одинцово, Баковка, Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий Поселок, Кунцевская, Славянский бульвар, Фили, Тестовская, Беговая, Савеловская, которые в совокупности имеют пересадки на 10 линий метро, включая МЦК на Окружной и Большую кольцевую линию на Савеловской.

В 2021 году остановка появилась и на Внуковском направлении — на ТПУ «Аминьевская» пассажиры получили возможность за считаные минуты по подземному переходу перейти на станцию Большой кольцевой линии метро.

Таким образом, чтобы добраться в любой из трех основных аэропортов Москвы, пассажирам сегодня не нужно ехать на центральные вокзалы, если это не по пути, можно построить наиболее удобный маршрут, воспользовавшись самой близкой станцией.

Современный подвижной состав

Для максимального комфорта путешественников компания на протяжении всей своей деятельности использует поезда, которые специально адаптированы для поездок в аэропорт. Все вагоны имеют мягкие кресла, места для багажа, туалетные комнаты и полностью приспособлены для маломобильных путешественников.


В 2017 году «Аэроэкспресс» первым в России запустил двухэтажные электропоезда — их изготовили по специальному техническому заданию с учетом требований перевозок между аэропортом и городом. Составы оснащены современными технологиями: системой обеззараживания воздуха, новейшими устройствами безопасности движения, подъемником для перемещения пассажиров в инвалидных колясках между этажами.

В них есть и все необходимое для комфортной поездки — удобные багажные полки и возможность разместить чемодан прямо под сиденьями, улучшенные туалетные комнаты, пеленальные столики, розетки в каждом вагоне, бесплатный Wi-Fi, специальные крючки для одежды на каждом кресле, комфортабельные бизнес-вагоны с эргономичными сиденьями и увеличенным расстоянием между креслами.

Первым среди частных перевозчиков в пригородном пассажирском сообщении «Аэроэкспресс» стал самостоятельно обслуживать эксплуатируемые поезда, чтобы обеспечивать безопасность и комфорт поездок. Для этого в 2012 году было арендовано Локомотивное депо имени Ильича, которое компания обустроила для своих нужд и обслуживает там не только свой подвижной состав, но и поезда Центральной пригородной пассажирской компании.

В аэропорт на экспресс-автобусе

Помимо железнодорожного сообщения, «Аэроэкспресс» параллельно развивает автобусные перевозки в аэропорты. Компания оперирует на двух маршрутах: между станцией метро «Ховрино» и аэропортом Шереметьево и между станцией метро «Домодедовская» и аэропортом Домодедово. Автобусы курсируют ежедневно и отправляются каждые 15–20 минут в зависимости от направления. Несмотря на дорожный трафик, точность выполнения расписания на автобусных маршрутах «Аэроэкспресс» достигает 99%. Пассажиров перевозят комфортные автобусы, в которых можно разместить багаж. Остановки удобно расположены прямо около выходов из метро и аэропортов. Поездка в Шереметьево займет 20 минут по платной трассе, в Домодедово — 30–40 минут.


Качество сервиса

В «Аэроэкспрессе» подчеркивают, что стремятся поддерживать пассажирские сервисы на самом высоком уровне и гарантируют пассажиру, что он приедет в аэропорт вовремя. В случае опоздания на рейс из-за задержки поезда в пути человеку компенсируют не только стоимость билета на «Аэроэкспресс», но также цену авиабилета, а в отдельных случаях и гостиницы.

Для маломобильных граждан в терминалах и поездах предусмотрены необходимые условия безбарьерной среды, уже много лет действует бесплатная услуга сопровождения «Персональный помощник».

«Аэроэкспресс» предлагает своим пассажирам гибкую систему тарифов, билеты можно приобрести как онлайн, так и в кассах вокзалов, и на турникетах в аэропорту. Оплатить билеты на «Аэроэкспресс» можно привычной для москвичей картой «Тройка», а также с помощью нового сервиса — по биометрии.