Top.Mail.Ru
архив

Железнодорожники отменят пассажирскую дань

В ходе реформирования железнодорожного транспорта уже в следующем году будет создана государственная корпорация "Пассажирские перевозки", а наиболее привлекательные пассажирские маршруты будут переданы в управление частным компаниям. Для МПС это единственный метод сделать перевозку пассажиров рентабельной.

По словам руководителя департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева, пассажирские железнодорожные перевозки сейчас являются крайне убыточными. На пригородных сообщениях доходы от перевозки пассажиров покрывают лишь 22% затрат, а на дальних - 43%. В итоге ежегодные потери МПС от пассажирских перевозок составляют 15 млрд руб. Погашение этих убытков сегодня идет за счет перекрестного субсидирования от завышенных грузовых тарифов. "В ценах на грузовые перевозки не менее 30% составляет доля пассажирских перевозок", - комментирует ситуацию Валерий Шатаев.

Для решения этой проблемы еще в 1998 году МПС занялось реорганизацией перевозок и приняло Концепцию структурного реформирования федерального железнодорожного транспорта. Несмотря на то что уже тогда программа теоретически предусматривала передачу путевого и локомотивного хозяйства Центральной железнодорожной компании, практическое решение этой задачи появилось лишь сейчас. Если проект по созданию государственной корпорации "Пассажирские перевозки" будет реализован, МПС сможет отказаться от перекрестного субсидирования, сделать перевозку пассажиров рентабельной и снизить себестоимость перевозки грузов.

Начавшийся процесс реформирования должен демонополизировать сферу пассажирских перевозок и создать благоприятную обстановку для конкуренции. На данный момент уже реализована первая часть проекта. По словам Валерия Шатаева, на всех 17 железных дорогах созданы дорожные дирекции по пассажирскому обслуживанию. На их баланс переведено все железнодорожное имущество, включая подвижной состав и вокзальные комплексы. Руководитель департамента пояснил, что такой шаг сделан с целью разделения балансов и издержек на обслуживание железнодорожной инфраструктуры. Созданными дирекциями на данном этапе единолично владеет государство, однако, по словам Шатаева, с ростом рентабельности они будут акционироваться и привлекать инвестиции.

Продолжением реформы должно стать объединение дирекций в единую госкорпорацию "Пассажирские перевозки". В ее состав войдут не только унитарные предприятия, но и акционерные общества. Они будут призваны обеспечить конкуренцию на основных маршрутах. Одновременно начнется продажа частным операторам принадлежащих корпорации пассажирских вагонов с правом самостоятельного регулирования тарифов. По мнению специалистов, это приведет к повышению цен и выведет пассажирские перевозки на рентабельный уровень. Однако МПС утверждает, что роста тарифов можно избежать - достаточно будет отменить все льготы на проезд, которыми сейчас обладают более 76 млн человек и обеспечить таким образом пассажирским перевозкам рентабельность более 10%.

Еще по теме