Top.Mail.Ru
архив

Железные дороги и золотой дождь

С момента возникновения торговли ничто не стоило государству так дешево и не ценилось так дорого, как его транзитные возможности. Как долго наша страна сможет продавать газ и нефть – неизвестно, однако рано или поздно эти природные ресурсы закончатся. Но у России есть богатство, которое поистине неисчерпаемо, – географическое положение. Страна может пополнять казну за счет огромных грузопотоков, которые могли бы проходить по ее территории.

 

Доход идет в обход

Проект транспортного коридора, условно названного «Север – Юг», был предложен в 1996 году международным консорциумом НОСТРАК и российской компанией «Трансконтинентальные линии». В сентябре 2000 года на 2-й евро-азиатской конференции по транспорту, проходившей в Санкт-Петербурге, было официально объявлено о формировании проекта. Его цель состоит в том, чтобы создать развитую транспортную систему между Европой и странами Юго-Западной Азии и Персидского залива, которая резко сократит сроки доставки грузов.

Проблема действительно серьезная. На доставку грузов из стран Персидского залива в Европу кружным морским путем требуется не меньше 20 дней. Доставка грузов через Черное море тоже имеет свою специфику: проливы Босфор и Дарданеллы контролируются Турцией, проход судов через эти проливы нужно согласовывать с турецкой морской администрацией, что создает дополнительные проблемы и задержки в следовании грузов. Доставка грузов по коридору «Север – Юг» гораздо быстрее и удобнее.

Страны Юго-Западной Азии поставляют в Европу чай, табак, ковры, продукцию легкой промышленности, массу других товаров. Появление альтернативной конкурентоспособной транспортной артерии позволит активизировать и значительно увеличить товарообмен между Европой и странами Персидского залива: в ближайшей перспективе грузооборот коридора «Север – Юг» составит не менее трех миллионов тонн ежегодно.

Россия не только может, но и должна принять участие в этом процессе, поскольку именно через ее территорию лежит самый короткий путь. Пока огромные грузопотоки идут в обход нашей страны и в обход российского бюджета.

В 80-е СССР только за счет иранского транзита зарабатывал $5 млрд в год. С распадом Союза эти доходы были потеряны. Между тем у России к Юго-Западной Азии не только транзитный интерес. В последние годы значительно вырос российский промышленный экспорт: как выясняется, российские технологии там более конкурентоспособны по сравнению с западными. В регионе есть много совместных проектов.

Таким образом, промышленное и транспортное сотрудничество со Средним Востоком – это не только валютное пополнение российского бюджета, но и создание множества новых рабочих мест в металлургии, машиностроении и других технологически емких отраслях. Нормальная транспортная инфраструктура, связывающая наши государства, обеспечит России стабильное присутствие на средневосточном рынке. Таким образом, Россия остро заинтересована в осуществлении проекта транспортного коридора «Север – Юг».

 

По обе стороны Каспия

Формируемый транспортный коридор проходит по территориям нескольких стран и включает в себя несколько вариантов маршрутов сообщением Россия – Иран: паромное сообщение Лагань (Россия) – Энзели (Иран); железная дорога по восточному побережью Каспийского моря; железная дорога по западному побережью Каспийского моря.

Ключевым звеном проекта становится создание паромных судов, способных вместить в себя до 380 железнодорожных вагонов (среди которых платформы для контейнеров, цистерны для пищевых продуктов и прочие специальные вагоны), а также до 500 пассажиров.

Основная задача России в этом проекте заключается в обеспечении соответствующей железнодорожной инфраструктуры на своей территории. В частности, уже в 2001 году должно начаться строительство железнодорожной линии, соединяющей новый современный порт Оля на Каспии с сетью железных дорог.

Российские железные дороги имеют большие резервы пропускной и провозной способности. Для увеличения транзитных перевозок не придется создавать новых направлений или дополнительной инфраструктуры. МПС готово к возобновлению и увеличению транзитных потоков из стран Персидского залива в Европу: техническое оснащение, новые системы безопасности и связи сегодня объективно лучшие в мире. Кроме того, по словам первого заместителя министра путей сообщения Александра Мишарина, МПС готово предоставлять конкурентоспособные условия при перевозке грузов в транзитном сообщении через территории России и Ирана.

Как заявил президент Владимир Путин во время визита в Индию осенью прошлого года, усиление влияния России на Каспии – один из стратегических приоритетов. Формирование транспортного коридора «Север – Юг» не первый и не последний шаг в этом направлении, но, безусловно, важнейший.

 

Продлим Транссиб до Токио!

Не менее интересным и перспективным является и проект трансконтинентального коридора с условным названием «Восток – Запад».

Объемы торговли между Европой и Азией составляют в настоящее время около $600 млрд в год. В большинстве своем транспортировка грузов идет морем. Между тем Транссибирская магистраль могла бы принять определенную часть этого грузопотока на себя. По расчетам специалистов, 10% грузов по маршруту «Восток – Запад» составляют около 1 млн контейнеров в год. Такую нагрузку Транссиб осилить вполне в состоянии.

Идея становится особенно актуальной после создания Транскорейской железнодорожной магистрали, о чем недавно договорились КНДР и Южная Корея. Сквозной транспортный коридор из Южной Кореи через территорию России (в перспективе он будет продлен до центра Чехии) позволит значительно сократить сроки доставки грузов, а главное, привлечет на Транссиб, по экспертным оценкам, дополнительно около 80 тыс. контейнеров в год, что в денежном выражении составит почти $23 млн. В целом же возможные доходы от транспортного коридора «Восток – Запад» могут составить около половины бюджета страны (речь идет о бюджете текущего года).

Сегодня обсуждается идея еще одного транспортного коридора. Речь идет о строительстве подводного туннеля, который соединит материк с островом Сахалин, а затем и с Японией. Строительство должно начаться уже в конце 2001 года. Финансировать его будут российские железные дороги. Этот проект имеет стратегическое значение: открывающиеся возможности исключительно благоприятны для России – транзитный поток, по оценкам экспертов, может достигать $20 млрд в год.

Еще по теме