Top.Mail.Ru
архив

Железный бумеранг

Сделка «Северстали» с Arcelor развалилась. «Акционеры против», – заявил топ-менеджмент европейской компании. Хотя несколько недель назад все были «за», а объявление о сделке сопровождалось поддержкой на высшем государственном уровне.

В конце мая в сочинской резиденции Владимира Путина «Бочаров ручей» глава «Северстали» Алексей Мордашов получил личное благословение президента на покорение Европы. Чуть позже со всей помпезностью было объявлено о готовящейся сделке. Дело оставалось за малым – одобрением на собрании акционеров, прошедшем в минувшую пятницу.

Конкурента Мордашова – индийского миллиардера и владельца Mittal Steel Лакшми Миттала – еще месяц назад не воспринимали всерьез. «Недружественный индус» и «поглощение». Именно так говорили о Миттале, пока 21 мая он не поднял цену предложения с 18,6 до 22,7 млрд евро, а на прошлой неделе – до 26,9 млрд евро. Надо признать, что Мордашов не сдавался до последнего. В ответ на первое предложение Миттала российский бизнесмен согласился сократить свою долю с 32% до блокпакета в объединенной компании, но при этом сохранял за собой право на дальнейшую скупку акций. Одновременно Мордашов начал переговоры с миноритарными акционерами Arcelor – французом Романом Залески (7,8%), испанцем Хосе Мария Аристрэйном (3,7%) и трудовым коллективом Arcelor (1,4% акций). Однако его усилия оказались тщетными. Акционеры европейской компании отдали предпочтение деньгам индуса.

Участники рынка уже обсуждают вероятность другой сделки – покупку «Северсталью» корпорации Corus Group. По мнению аналитиков, здесь Мордашов может выступить совместно с Романом Абрамовичем. Другой вариант – объединить бизнес «Северстали» с «Евразом», положив начало формированию единого российского металлургического холдинга. Объединенной компании будет проще конкурировать на международном рынке. Ведь Запад наглядно показал свое отношение к «русским долларам». Хотя, возможно, это всего лишь ответ нашим чиновникам, которые не дают иностранцам приобретать контроль над российскими активами. За примерами далеко ходить не надо: в 2002 году китайской государственной корпорации CNPC даже не позволили участвовать в аукционе по продаже госпакета акций «Славнефти». Немецкий Siemens больше года добивался «Силовых машин», но в последний момент ему было отказано. Французская Total также бесперспективно претендовала на блокирующий пакет акций «Новатэка». Кстати, до сих пор Total грозит отзыв лицензии уже в другом российском проекте – при разработке Харьягинского нефтегазового месторождения.

По мнению экспертов, основная ошибка Мордашова заключалась в том, что, обсуждая покупку Arcelor, он ориентировался на менеджмент компании. Если бы он сразу работал с акционерами, как поступил его конкурент Миттал, то имел бы большие шансы на успех. «В России миноритарных акционеров по обыкновению игнорируют, тогда как за рубежом даже владелец небольшого пакета акций является сильным игроком. Отсутствие корпоративной культуры в нашей стране сыграло злую шутку с Мордашовым», – считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Еще по теме