Железный прототип

Элон Маск к 42 годам успел заработать многомиллионное состояние: он стал одним из основателей PayPal, наладил выпуск спорткаров на электрической тяге, разработал компактную электростанцию на солнечных батареях и новый скоростной вид транспорта.

Мальчик из Претории

Человек, основавший три компании стоимостью более $1 млрд каждая, появился на свет 28 июня 1971 г. в городе Претория в Южной Африке. Еще в детстве у мальчика выявилась склонность к техническим наукам, в частности к программированию, и уже в 12 лет на подаренном родителями двумя годами ранее компьютере Элон разработал свою первую игру - космическую "стрелялку" Blastar. Несмотря на то, что сюжет и графика творения юного гения во многом напоминали популярную тогда игру Space Invaders, Blastar удалось продать за $500, которые Элон немедленно вложил в акции одной из местных фармакологических фирм.

Когда пришло время задуматься о продолжении образования, Маск решил переехать в Канаду, где жили родственники матери. На намерение сменить страну проживания в немалой степени повлиял не только выбор учебного заведения, но и твердое желание 17-летнего юноши уклониться от призыва в вооруженные силы ЮАР. Затея удалась, и в 1990 г., получив канадское гражданство и почти год прослонявшись без дела, Элон поступил в Королевский университет в Онтарио. Там он проучился два года и добился для себя стипендии на продолжение обучения уже в США, в престижном Пенсильванском университете, где получил степени бакалавра в области физики и бизнеса. У Элона Маска имелась возможность стать ученым: в 1995 г. его приняли в аспирантуру Стэнфордского университета, где он мог бы проводить исследования в области прикладной физики и материаловедения, однако коммерческая жилка оказалась сильнее.

Пионер Интернета

В середине 1990-х Всемирная паутина уже получила некоторое распространение, но вот как зарабатывать на ней деньги, пока было неясно. Здесь и увидел бизнес-возможность Элон Маск, основавший летом 1995 г. вместе с братом Кимбалом компанию по разработке программного обеспечения Zip2, базировавшуюся в столице Кремниевой долины Пало-Альто (Калифорния).

Zip2 занялась разработкой программного продукта, при помощи которого новостные издания могли размещать контент в Интернете и предлагать клиентам дополнительные платные сервисы. Первые два года дела шли неважно, но потом, с развитием и распространением Интернета, число покупателей программ увеличилось, среди них стали появляться такие крупные игроки медиабизнеса, как New York Times, и финансовая кривая резко пошла в гору.

В 1999 г. Zip2 купила крупнейшая на тот момент поисковая система AltaVista - за $307 млн наличными и $34 млн в ценных бумагах. На тот момент это был самый большой объем кэша в рамках одной сделки. Около $20 млн из полученного Маск тут же потратил на личный самолет и спорткар McLaren F1.

Следующий проект молодого богача представлял собой систему электронных платежей, бурно развивавшихся в то время в качестве альтернативы пластиковым картам. В 1999 г. Маск основывает платежную систему X.com, которая уже в марте 2000 г. объединяется с конкурентом - системой Confinity, созданной Питером Тилем и Максом Левчином (кстати, выходцем из России, впоследствии участвовавшим в становлении Facebook).

Общее детище получило название PayPal. Несмотря на разногласия между партнерами в вопросах стратегии и методов ведения дел, благодаря правильно разработанной бизнес-модели и грамотным рекламным кампаниям сервис PayPal очень быстро набрал популярность и стал одной из самых используемых платежных систем в мире. В 2002 г. интернет-аукцион eBay выложил за него $1,5 млрд, а доля Элона Маска при этом составила $180 млн.

Форсаж без бензина

Деньги, вырученные от продажи PayPal, Элон Маск использовал для участия в нескольких проектах, связанных с передовыми и экологически чистыми технологиями. В 2004 г. он инвестировал $70 млн и стал председателем совета директоров компании Tesla Motors, основанной годом ранее инженерами Мартином Эберхардом и Марком Тэппенингом. Профиль компании - электромобиль без обычных для этого вида транспорта недостатков вроде малого запаса хода, большого веса и низкой динамичности.

Первым "блином" стала модель Roadster, сконструированная на базе британского Lotus Elise. Автомобиль нес на борту 7000 литий-ионных аккумуляторов (таких же, как в ноутбуках), а для изготовления его корпуса широко применялись композитные материалы. Разработка обошлась более чем в $100 млн, из-за чего к моменту выпуска первого экземпляра в 2008 г. его цена составила чуть менее $130 000. К тому времени оба основателя Tesla Motors остались не у дел, а предприятие перешло под контроль Маска.

Несмотря на запас хода в 400 км и неплохие скоростные характеристики, Roadster продавался не очень успешно. Отчасти из-за цены, но в не меньшей степени по причине экономического кризиса. Ради спасения дела Элону Маску пришлось даже продать свой McLaren F1, а вскоре в Tesla Motors вложил $50 млн немецкий концерн Daimler (теперь в разработках участвует и Toyota). Также после признания предприятия инновационной транспортной компанией было получено право на льготный кредит в $500 000 млн от государства. Не последнюю роль в возрождении сыграло и проведенное в 2010 г. акционирование Tesla Motors, ставшее первым успешным IPO автокомпании со времен выхода на публичный рынок Ford.

Электромобиль, способный составить
по-настоящему реальную конкуренцию авто на бензине, был выпущен летом 2012 г. Им стал Model S - седан класса люкс, оснащенный двигателем переменного тока мощностью 362 л.с. и отличающийся, помимо броского дизайна и изрядного запаса хода, еще и вполне спортивным разгоном до 100 км/ч за 3,9 секунды. К тому же аккумуляторы машины, как было показано на презентации, можно полностью зарядить всего за 90 секунд. Цена автомобиля составляет $63 000-85 000, что вполне сопоставимо со стоимостью бензиновых моделей того же класса. В качестве приятного дополнения каждому покупателю предоставляется пожизненное право подзаряжать своего "железного коня" бесплатно на станциях Supercharger, строящихся в рамках другого проекта Элона Маска - SolarCity.

Спрос не заставил себя ждать, и на данный момент Model S является самым покупаемым люксовым седаном в США, опередив собратьев из Mercedes и BMW: его продажи с начала года, по данным западных СМИ, перевалили уже за 10 000 единиц. В ближайших планах Tesla Motors - экспансия Model S на европейский рынок и выпуск кроссовера и семейного автомобиля.

Город Солнца

Еще одним объектом инвестиций Элона Маска стал бизнес его кузенов Линдона и Питера Райвов. В 2003 г. Маск деньгами помог родственникам запустить проект SolarCity по установке небольших модульных электростанций на солнечных батареях. Устанавливаемые станции передаются пользователям бесплатно на условиях долгосрочного лизинга, плата взимается исключительно за энергию, ими вырабатываемую. Вдобавок особо продвинутым покупателям предлагается программное обеспечение для "умного дома", позволяющее оптимизировать расход электроэнергии.

Маленькие электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для частных лиц и небольших организаций, особенно если дело происходит в солнечных местах, поэтому продукция SolarCity пользуется ажиотажным спросом прежде всего по месту базирования самой компании - в Калифорнии. Всего SolarCity имеет 13 представительств в разных штатах США, а ее услуги используют в числе прочих eBay и British Motors. С недавних пор появилось еще одно направление деятельности - строительство на всей территории США сети станций для подзарядки электро- и гибридных автомобилей.

Путь на Марс?

Однако самым дерзким и амбициозным проектом Элона Маска, за который он вполне заслуживает "звания" прототипа Железного человека, которому все по плечу, стало освоение космоса. Маск занялся созданием возможности многократного и не особо дорогостоящего путешествия человека в космическое пространство, что, в принципе, сделало бы в дальнейшем вполне реальной, например, колонизацию Марса. В 2002 г. он основал Space Exploration Technologies Company, или SpaceX, и решил разработать космическую ракету без участия государства. Возможность подобного, казалось бы, фантастического предприятия пришла в голову бизнесмену после подсчетов, согласно которым, стоимость собранной ракеты составляет лишь около 2% от суммы, запрашиваемой государственными ведомствами за ее запуск. Основными критериями космического носителя, создаваемого в SpaceX, были выбраны надежность и дешевизна. Четыре года потребовалось конструкторам, чтобы разработать как саму ракету (ее назвали Falcon 1), так и три типа оригинальных жидкостных двигателей к ней. Три тестовых пуска в 2006-2008 гг. закончились неудачей, а вот четвертый, хоть и стоил $7 млн, прошел в штатном режиме. На пятой ракете Элона Маска улетел на орбиту малазийский спутник, и на данный момент SpaceX имеет контракт с NASA на 12 миссий по доставке грузов к Международной космической станции. Часть этих обязательств уже выполнена: в октябре 2012 г. грузовой корабль Dragon, разработанный SpaceX и выведенный на орбиту Falcon 9, доставил на МКС полторы тонны грузов и стал первым в истории частным космическим кораблем. Впрочем, полет мысли Элона Маска и на этом не остановился. Он уже выступил с презентацией нового вида транспорта, представляющего собой замкнутую трубу, внутри которой в условиях пониженного давления носится на скорости около 1000 км/ч капсула с пассажирами, и обещает в скором времени показать компьютер не только с голосовым управлением, но и с голографическим интерфейсом.


Долина чудес

Кремниевая долина - местность в штате Калифорния, являющаяся средоточием предприятий, организаций и учебных заведений, специализирующихся в различных областях высоких технологий: создание микропроцессоров, средств мобильной связи, программного обеспечения. В России это место часто именуют Силиконовой долиной, что, очевидно, связано с тем, что слова silicon (кремний) и silicone (силикон) схожи в написании. Любопытно, что Силиконовой долиной в США часто называют другое место - долину Сан-Фернандо, и происхождение этого названия никак не связано с какими-либо технологиями.

Название же Кремниевой долины обусловлено наличием кремния в качестве основного материала в большинстве полупроводниковых приборов. Впервые оно стало фигурировать в печати в 1971 г. в серии статей журналиста Дона Хефлера. Первоначально так именовали местность, расположенную на юге полуострова Сан-Франциско в Калифорнии - от Стэнфордского университета до залива Сан-Франциско на северо-востоке, северных хребтов гор Санта-Крус на западе и берегового хребта на юго-востоке. Однако с постепенным освоением прилегающих территорий границы ее значительно расширились.

С начала прошлого века здесь располагались исследовательские лаборатории ВМС США, база военных дирижаблей, а в 1909 г. была основана первая американская радиостанция. Большую роль в становлении Кремниевой долины как технологического центра сыграло создание после Второй мировой войны Стэнфордского индустриального парка. В то время Стэнфордский университет испытывал серьезные экономические трудности, но располагал землей, которую, однако, согласно завещанию основателя учебного заведения, нельзя было продать. И было решено сдавать эти площади в долгосрочную аренду, но только под офисы высокотехнологичных компаний. Уже к 1953 г. выпускники вуза могли найти себе работу в переехавших сюда представительствах Eastman Kodak, General Electric, Lockheed, Hewlett-Packard и др.

Изобретение транзистора, а впоследствии интегральной микросхемы упрочило репутацию местности как кузницы кадров для передовых технологий. Благодатный климат тоже сыграл положительную роль в притоке рабочей силы. Будучи одним из самых крупных технологических центров США, Кремниевая долина является местом с гораздо более высоким доходом на душу населения, чем в целом по США.