Женская доля: чего больше всего боятся российские женщины

Опять 8 марта, опять поздравляли неизвестно с чем? Сбрасывались, наверное, на чахлые гвоздики? Говорили «дорогие наши женщины»? А поздравлять-то особенно не с чем. Сексистское у нас общество. Трудно девушке пробиться.

 Думаете, что самый распространенный женский страх – страх одиночества, измены или еще чего-нибудь из сферы эмоций? Жизни вы не знаете. Больше всего женщины боятся болезней и нищеты. Конечно, трепещут за детей (как бы не стали наркоманами, не попали бы в Чечню и проч.), за своих мужчин. Всякое там «любит – не любит, плюнет – поцелует» тоже очень волнует наших соотечественниц. Но это все – потом. Скажете, что нищета является в кошмарах чернорабочим, библиотекаршам, школьным учительницам или многодетным матерям – и опять будете не правы. Успешный и обеспеченный средний класс, о котором мы поведем речь, тоже дрожит, хотя и меньше, чем те, кто едва сводит концы с концами.

 Чего больше всего боятся российские женщины

Лишиться здоровья (57,3%) и остаться без средств к существованию (44,2%). Для сравнения: измена любимого страшит 13,5% опрошенных, одиночество – 18,6%. Даже самые благополучные женщины характеризуются очень высоким уровнем тревожности, заключает исследователь. А около трети российских женщин в психологическом смысле и вовсе живут «на пределе».

Данные ИКСИ РАН

 Хочешь любви – делай карьеру

Вывод про связь карьеры и «счастья в личной жизни» сделан профессиональными психологами. На прошлой неделе Институт комплексных социальных исследований Российской Академии наук (ИКСИ РАН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем в сотрудничестве с российским представительством германского Фонда им. Фридриха Эберта представили аналитический доклад «Женщина новой России: какая она? Как живет? К чему стремится?» Совсем недавно, в январе 2002 года, исследователи опросили 1406 женщин от 17 до 50 лет, имеющих разный образовательный, материальный и социальный уровень.

Исследователи выделили три типа: это «домашние» женщины, ориентированные исключительно на семью (таких 48%), «труженицы» (36%) – они помимо семьи заинтересованы также в образовании и работе, и, наконец, «карьеристки» (16%) – им нужна и семья, и свой бизнес, и карьера. Это, как правило, женщины моложе 30 лет, а больше всего «карьеристок» и «тружениц» среди тех, кому меньше 25.

Прежде всего скажем, что они отнюдь не «синие чулки», совсем напротив: жажда «настоящей любви» у женщин, заинтересованных в карьере, выше, чем в прочих группах. И жизнь отвечает жадным до нее «карьеристкам» взаимностью. «Как ни странно, – пишет исследователь, – уже удалось встретить свою любовь женщинам, ориентированным на карьеру». И на вопрос, считают ли они свою жизнь нормальной, положительно ответили 38,1% «карьеристок», 21,5% «тружениц» и только 7,5% «домашних».

«В профессиональном смысле наиболее успешны женщины, состоявшиеся в личной жизни, – говорит директор по развитию технологий компании «Экопси» Сергей Львов, – те, которые сначала обзавелись семьей и детьми, а потом занялись карьерой». С ним соглашается директор по развитию бизнеса «Экопси» Анна Бурова. «Природа женщины требует гармонии, – поясняет она, – впрочем, как и природа мужчины». Аскет, отказывающий себе в семейном счастье, вряд ли будет особенно удачлив на профессиональном поприще. И Анна вспоминает историю про одного американского миллионера. Когда его спросили, чему он обязан своим богатством, тот ответил, что вот уже 40 лет в середине дня он непременно отвлекается от работы, звонит жене и спрашивает, как у нее дела. В этом будто бы вся соль.

Казалось бы, все должно быть наоборот: неудача в одной области – стремление реализовать себя в другой – амбиции – и вот она, фантастическая карьера одиночки. Действительно, объясняет Сергей Львов, женщины со сложной личной жизнью (равно как и комплексующие из-за низкого роста мужчины) изо всех сил рвутся наверх – срабатывает механизм компенсации. Но профессиональный успех чаще всего приходит к тем, кто счастлив у себя дома.

 

В России 9,1% женщин трудоспособного возраста и 16,4% мужчин пытались организовать свое дело, и только 2,1% женщин и 4,4% мужчин это удалось.

Всемирный банк,доклад «Феминизация бедности в России», апрель 2000 года

 

Семейное счастье

Чего хочет женщина? Любви. 50,1% считают, что уже нашли ее, 27,2% еще только ждут. Рынок рынком, а буквально во всех возрастных категориях «настоящая любовь» – одна из важнейших ценностей и целей. Жизнь удалась, если в ней есть любовь, и наоборот.

Наличие этой самой «настоящей любви» таинственным образом коррелируется с тем, сколько денег приносит ее объект. Только 29,4% из тех женщин, кто кормит семью, утверждают, что встретили настоящую любовь. А в тех семьях, где финансовую основу составляют доходы мужей, 78,8% жен считают, что это она, та самая, настоящая. Так что не в деньгах счастье, а в том, кто приносит их в дом.

Кстати, это обстоятельство может быть не на руку высокооплачиваемым женщинам. Если принять все семьи женщин-предпринимателей и женщин-руководителей за 100%, то окажется, что доходы жены являются основой семейного бюджета соответственно в 46,2% и 43,2% случаев (в 25% случаев вклад супругов равнозначен). Не следует ли этим успешным женщинам урезать себе зарплату, спасаясь от разочарования в браке?

Исследование подтвердило миф о том, что женщины любят богатых. Точнее, они очень высоко ценят возможность мужчины их обеспечивать. Рисуя идеального мужчину, женщины поставили эту возможность на третье место по значимости, а вот сексуальность оказалась на 8-м, привлекательная внешность и вовсе на 9-м. 36,7% женщин говорят, что наиболее важные качества идеального мужчины – это интеллект, и лишь 17% – сексуальность. А когда речь заходит об идеальном муже, на интеллекте настаивают 16,4% опрошенных, а на сексуальности – 7,5%.

 

Бедные-несчастные

Женщины составляют 53% населения России и 47% в общем составе занятых. Среди депутатов Госдумы женщин 11%. В каждой пятой семье с детьми до 18 лет нет отца. Продолжительность жизни российских мужчин в среднем на 12 лет меньше, чем у женщин.

Данные Московского центра гендерных исследований

Усидчивость и аккуратность

Хорошая работа – непременное условие довольства жизнью. Но дорога женщин на рынок труда отнюдь не усыпана розами и лилиями. Начать с того, что за годы реформ мужчины понемногу вытеснили женщин из тех отраслей, где раньше именно они правили бал. Доля женщин в сфере услуг с 1990 по 1998 годы в торговле и общественном питании снизилась на 18%, в финансовой и кредитной деятельности – на 16%, в связи – на 11%. Женщин вытесняют из управления: доля занятых в управлении женщин за это время сократилась на 20%. Дело в том, что в этих отраслях растет зарплата, и туда хлынули мужчины. В итоге женщины работают в тех сферах и на тех должностях, где платят меньше.

 Еще в советские времена зарплата в традиционно женских отраслях – в здравоохранении и социальной сфере – составляла всего 65 – 75% от уровня средней зарплаты в стране. В 1998 году женщины, занятые в этих отраслях, получали 57 – 63% от среднего заработка по России. 30% от общего числа работающих женщин имеют заработки, не гарантирующие им самим (без учета тех, кто от них зависит) даже прожиточного минимума. Мужчин в этих отраслях, по данным 1998 года, всего 6%, и они имели среднюю заработную плату выше, чем у женщин, в среднем на 25%.

Женщины довольно пессимистически оценивают свои возможности на современном рынке труда. Только 8% женщин полагают, что у них есть качества, необходимые для успешной конкурентной борьбы, а у 32,6% женщин, по их собственному мнению, они полностью отсутствуют. В целом же около 60% женщин очень низко оценивают собственные возможности.

Причина в том, что работодатель – это, как правило, мужчина, и к женщинам он относится с предубеждением. По данным «КОМКОН», 48% мужчин, принадлежащих к среднему классу (т.е.имеющих личный доход от $300 до $2 тыс. в месяц) считают, что мужчины умнее женщин (среди женщин этого мнения придерживаются 13%). Дескать, сотрудник в юбке пригоден лишь там, где не нужно принимать решений, где можно обойтись без высокой квалификации. Зато все, что требует таких добродетелей, как терпение и исполнительность – это для вас, дорогие труженицы. Анна Бурова, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании «Экопси» (эта международная компания специализируется на корпоративной психологии): «Пока при устройстве на работу мужчины имеют некоторые преимущества, так как работодатель (а это чаще всего мужчина) считает, что семейные заботы могут помешать женщине. Правда, бывает, что руководитель выбирает именно женщин – они несут ответственность за семью и детей и поэтому нацелены на успех».

«Многие руководители-мужчины считают, что женщины не могут ездить в частые командировки, что работа у них никогда не будет на первом месте и что они чересчур эмоциональны», – говорит Наталья Долженкова, менеджер по развитию бизнеса из Kelly Services.

Работающие женщины действительно уделяют семье больше времени, чем мужчины (которые согласно докладу Всемирного банка практически ничего не делают по дому, разве что ходят за продуктами), но причина этого кроется не в устройстве их психики, а в патриархальном устройстве общества. А если говорить об отношении к семье, оно практически одинаково у обоих полов. 69% мужчин и 76% женщин, принадлежащих к среднему классу, утверждают, что для них семья важнее карьеры (данные «КОМКОН»).

Но на поверку оказывается, что карьера – прерогатива мужчин. Возможностей занять руководящую должность, с точки зрения 79% участниц исследования ИКСИ РАН, за последние десять лет стало меньше. Даже в высокодоходных группах преобладает это мнение, и самое любопытное, что резко отрицательно оценивают шансы женщин даже те из них, кто уже сидит в кресле начальника. Всемирный банк в своем докладе «Феминизация бедности в России» отмечает, что женщин, добившихся заметных успехов в карьере, почти в четыре раза меньше, чем мужчин. Да и у тех достижения довольно скромные: женщина может возглавлять отдел или группу, но почти никогда – предприятие или учреждение. 20% опрошенных экспертами ВБ женщин и 23% мужчин имеют подчиненных, но при этом женщины в основном руководят мелкими группами, имея в подчинении в среднем 12 человек. Мужчины же, занимая крупные руководящие посты, управляют коллективами в среднем из 42 человек.

Зарплата мужчин и женщин одинаковой профессии, работающих в однотипных организациях, почти не отличаются (это оценка экспертов ВБ). Но если женщина занимает должность, которую обычно отдают мужчине, ей платят, как правило, меньше.

 

Как у них, в Израиле…

Израильская компания «Мидгам» провела исследование на 400 промышленных предприятиях страны. Если в 1994 году в штабах промышленных компаний было только 10% женщин, то спустя три года – уже 16%, а сегодня – 29%. Женщины-руководители молоды: их средний возраст – 40 лет, а мужчин – 44 года. Среди руководителей, которым еще не исполнилось 30 лет, женщин 17%, а мужчин – только 7%. Базовая зарплата женщин-директоров составляет 11,6 тыс. шекелей, а директоров-мужчин – 13,2 тыс. шекелей. Среди тех руководителей, которые получают зарплату, превышающую 20 тыс. шекелей в месяц, мужчин в 2,5 раза больше, чем женщин. Правда, при этом 41% женщин-руководителей работают менее девяти часов в день, среди мужчин – 7%. Но в Израиле значительную, а иногда и большую часть от общей суммы вознаграждения составляют надбавки. Выясняется, что с учетом всех этих бонусов зарплата мужчин-руководителей в этой стране почти не отличается от зарплат женщин.

 

Доля занятых женщин по отраслям экономики в 1998 – 1999 гг., %

Показатель

1998октябрь

1999февраль

1999май

1999август

Аграрное производство

31,5

33,3

35,2

35,4

Индустриальное производство

35,3

35,0

35,0

35,7

Производство услуг

57,2

57,8

57,5

57,3

в том числе:

Инфраструктурные отрасли

46,6

46,4

45,9

46,2

Сфера услуг

71,7

72,9

73,6

72,9

 

Мужчина сверху

Глядя на женщин свысока, работодатель совершает самую настоящую управленческую ошибку: женщина справляется там, где мужчина терпит поражение, просто в силу своих психологических особенностей.

Сергей Львов, директор по развитию технологий «Экопси» (эта международная компания специализируется на корпоративной психологии): «Существует два вида мышления – последовательно-логическое, когда задача решается шаг за шагом, и целостно-интуитивное, когда сразу появляется результат. В той или иной степени оба вида мышления присутствуют у обоих полов, но женщинам больше присущ второй. Целостно-интуитивный тип мышления особенно эффективен в тех случаях, когда не хватает информации. А это как раз все виды работы с людьми: ведь о человеке нельзя знать всего. Тут и помогает женская интуиция…»

«Работая с командой менеджеров, мы стараемся развить в ней гармоничное сочетание «мужских» и «женских» качеств: жесткости и компромиссности, холодного расчета и мягкости», – говорит его коллега Анна Бурова, директор по развитию бизнеса «Экопси».

На некоторые должности и в определенные отрасли путь женщинам заказан, но есть сферы, где они процветают. Наталья Долженкова, менеджер по развитию бизнеса из Kelly Services: «Больше всего женщин на позициях среднего и высшего уровня работает в маркетинге, в PR, в финансовой сфере. Женщины – хорошие администраторы, они креативны, общительны, терпеливы. Им лучше дается запоминание больших объемов информации (54% переводчиков – женщины). У них больше потребность говорить, это получается у них лучше, чем у мужчин. Вот почему в консалтинге и рекрутменте 95% сотрудников – это женщины, и возможность подняться на высший уровень у них здесь даже выше, чем у мужчин. А вот там, где приходится иметь дело с техникой, ситуация иная. Например, женщине практически невозможно сделать карьеру в области нефти и газа – это техногенные отрасли, где возможны командировки, большие физические нагрузки. Это мужская сфера».

Наталья считает, что во многих компаниях женщин неохотно пускают «наверх», на «топовые» позиции (исключение – позиция финансового директора, и то потому, что женщины традиционно шли в финансовые вузы). Сергей Львов говорит, что среди менеджеров высшего звена женщин не более 10% (это, как правило, заместители директора по кадрам и по финансам), среднего звена – процентов 30. А вот среди глав компаний женщины – редкость. Не могут или не хотят? Ответа на этот вопрос у нас нет. Дело в том, что женщины склонны перекладывать ответственность на плечи мужчин.

Так, исследователи из ИКСИ РАН обнаружили, что успешные женщины даже в большей степени, чем неудачливые, готовы предоставить политические права и ответственность мужчинам. Среди тех, кто может похвастаться счастливой семьей, 65,9% предпочли бы видеть на посту президента мужчину и 33% – женщину (а среди тех, кто поставил крест на счастливой семье – соответственно 54,1% и 43,2%). 64,7% женщин с высокими доходами высказались за президента-мужчину (против 52,6% бедных). «На наш взгляд, – заключает исследователь, – это объясняется тем, что женщина, имеющая нормальную и счастливую семью, а также устойчивые источники материального благосостояния, привыкла больше доверять мужчине, чем менее благополучные женщины».

Но менее благополучные, как мы уже знаем, реже имеют возможность занять высокий пост.

Что же это получается – женщины сами отказываются карабкаться наверх? Может быть, они боятся того, что им придется вести себя подобно мужчинам?

«Культура у нас сексистская, – говорит Сергей Львов, – и часто успеха добиваются женщины, которые «мимикрируют» под мужчин. Но я думаю, что им надо опираться на свои, природой заложенные качества, использовать особенности своего мышления. Понимаете, многих мужчин ломает необходимость с детства что-то доказывать. От женщин, как правило, этого не требуют, они менее конкурентны, более конструктивны, склонны занимать «материнскую» позицию в конфликтных ситуациях. Те, кто это все использует, и достигают фантастических успехов. А вовсе не те, кто копирует мужчин».

 С лица не воду пить

Только 41% англичанок, опрошенных компанией BMRB, говорят, что им важно быть привлекательными для противоположного пола (среди мужчин – 59%). Пожалуй, это их счастье: англичанки не имеют репутации красавиц, и будь они не столь равнодушны (для сравнения: по данным «КОМКОН», 90% российских женщин, принадлежащих к среднему классу, хотят быть привлекательными), им пришлось бы тяжко.

Зато в Англии любят хорошую одежду: 57% женщин и 43% мужчин признаются, что им важно выглядеть хорошо одетыми. У нас этот процент, естественно, выше – 89% женщин и 78% мужчин. Но зато английские джентльмены в большинстве своем ретрограды: 67% считают, что место женщины – дома. 33% англичанок с этим согласны.

Таблица 1

Чем руководят женщины

Тип предприятия

Женщины- руководители, %

Государственное предприятие

25,8

Российское негосударственное предприятие

42,8

Иностранное представительство или СП

13,6

ИТД, предпринимательство

12,5

Другое

4,8

 

 

Сфера деятельности

 

Органы управления, силовые ведомства, юриспруденция

8,9

Промышленность, с/х, строительство

16,9

Финансы, кpедит, стpахование

7,6

Услуги

15,2

Тоpговля

16,1

Здравоохранение, образование, наука, культура

20,0

СМИ, pеклама

5,8

Дpугое

8,5

Данные КОМКОН (Стиль жизни среднего класса)

 Таблица 2

На что средний класс тратит деньги

Самые значимые расходы мужчин

Самые значимые расходы женщин

 

 

Спиртные напитки

Аксессуары (часы, украшения, сумки и т.п.)

Табачные изделия

Предметы туалета, косметика, парфюмерия

Аудио\видео техника

Хозтовары

Автомобиль (автопринадлежности, автокосметика, ремонт)

Образовательные пособия для детей

Компьютеры и аксессуары к ним

Расходы на транспорт, такси

Строительство, ремонт в загородном доме

Медицинские услуги, лекарства

Сотовая связь

Мебель, предметы интерьера

Расходы на личные хобби\увлечения

Одежда, обувь

Бытовая техника

Ремонт в квартире

Расходы на страхование

Игрушки для детей

Аренда квартиры

Образование для детей

Помощь родственникам и близким

Образование для себя

Сбережения, вклады

Отпуск (туризм, поездки, отдых)

 Таблица 3

На что средний класс потратил бы деньги, имей он неограниченные возможности

Мужчины

женщины

 

 

Яхты

Одежда, косметика, парфюмерия

Автомобили

Спонсорство, меценатство, благотворительность

Вложения в страховые фонды

Поддержание формы, омоложение, косметология

Вложения в свой бизнес

Предметы роскоши, ювелирные изделия

Покупка недвижимости за рубежом

Покупка предметов искусства, антиквариата

Переезд в другую страну

Свое образование

Личные хобби (коллекционирование и др.)

Путешествия

Вложения в банк

Образование для детей

Развлечения

Помощь родственникам и близким

Покупка недвижимости в России

Здоровье

Данные КОМКОН (Стиль жизни среднего класса)

 Таблица 4

Сколько зарабатывает средний класс, %

тыс руб/мес

Мужчины

Женщины

4,5 – 9

3,9

21,4

9 – 15

37,3

38,9

15 – 21

22,0

12,4

21 – 30

15,4

4,0

30 – 45

8,1

2,4

45 – 60

3,5

1,2

60 – 90

1,4

0,1

Более 90

1,4

0,6

КОМКОН, 2002 г.

 Сколько зарабатывают начальники, %

тыс руб/мес

Мужчины

Женщины

4,5 – 9

0,0

6,3

9 –15

16,7

25,0

15 –21

13,9

31,3

21 – 30

20,8

6,3

30 – 45

22,2

12,5

45 – 60

13,9

0,0

60 – 90 .

1,4

0,0

Более 90

11,1

6,3

КОМКОН, 2002 г.

 Где работает средний класс

Тип предприятия

мужчины

женщины

Негосударственное российское предприятие

41

26,1

Государственное

18,1

20,8

ИТД, предпринимательство

11

6,5

Совместное

7,4

3,4

Иностранное

1,4

2,2

КОМКОН, 2002 г.

 Как работает средний класс

 

Мужчины, %

Женщины, %

Работают или совмещают работу и учебу

88,2

64,2

Не работают

11,8

35,9

КОМКОН, 2002 г.