Женская доля: бизнес-леди руководят мировыми брендами и пишут бестселлеры
Фото Shutterstock
Детройт пережил двойной шок. Сначала столицу американского автопрома потрясло сообщение о том, что General Motors с 15 января 2014 г. возглавляет Мэри Барра. Первое в истории страны назначение женщины шефом американской автокомпании обратило на себя внимание даже в Белом доме: президент Барак Обама в обращении к нации упомянул эту историю ("дочь рабочего стала гендиректором крупнейшего автопроизводителя Америки") в качестве примера богатства возможностей, которые дают людям США.
Вторая волна шока прокатилась, когда началось обсуждение суммы компенсации Мэри Барра на новом посту. Эти денежные расчеты заняли внимание деловых американских СМИ, коим поначалу показалось, что Мэри Барра собираются недоплачивать. Чуть позже выяснилось, что система компенсационных выплат топ-управленцам настолько многослойна, что так просто в ней не разобраться. General Motors объявила о том, что за 2014 г. новый генеральный директор получит $14,4 млн (при базовой зарплате в $1,6 млн) против $9 млн, которые за 2012 г. получил ее предшественник Дэн Акерсон.
"Одевайтесь соответственно"
Возможно, критиков назначения Мэри Барра в какой-то степени примирит с этим решением совета директоров то, что новый гендиректор не новичок в компании, а, напротив, ветеран, проработавший в ней 33 года. Начала она в 18 лет с General Motors Institute (ныне Kettering University), после чего трудилась инженером-стажером на одном из заводов по сборке Pontiac. Ее отец и в самом деле был рабочим, 39 лет делавшим автокраски и эмали именно для Pontiac. Мэри же стала первой в семье, кто может похвастаться высшим образованием. В 1990 г. на стипендию от GM она получила MBA в Стэнфорде и с того момента двинулась вверх по карьерной лестнице. Одной из первых значимых ступенек стало место помощницы бывшего в то время главой компании Джека Смита, затем были должности менеджера сборочного производства, вице-президента по производству, главы HR-службы, вице-президента по разработке продуктов, закупкам и поставкам. В этом качестве она имела прямое отношение к решению проблем GM с Opel, необходимость сохранения которого в портфеле брендов General Motors она защищает и сейчас, поскольку считает нужным сохранять позиции GM на всех рынках.
На этих постах Мэри Барра всегда проявляла чисто женскую практичность. Чаще всего речь шла о снижении степени забюрократизированности, сокращении количества уровней принятия решений и бумаг. Например, возглавив кадровую службу, она урезала многостраничный детальный корпоративный дресс-код, сведя его к одной фразе: "Одевайтесь соответственно".
Прибраться за мужчинами
Справедливости ради надо напомнить, что Мэри Барра, будучи первой в автопроме, не первая женщина, поднявшаяся на вершину корпоративной иерархии в преимущественно "мужских" отраслях. Крупнейший оборонный подрядчик Lockheed Martin работает под началом Мэрилин Хьюсон, IBM руководит Вирджиния Рометти, а Hewlett-Packard (HP) - Маргарет (Мег) Уитман.
Последняя, в отличие от Мэри Барра, была для HP почти абсолютным чужаком (почти, потому что за несколько месяцев до назначения она вошла в совет директоров). И пришла она на расстрельное место. К тому моменту в течение примерно двух лет в HP сменились два генеральных директора, причем оба со скандалами. Сначала совет директоров изгнал из компании отличного профессионала Марка Херда, испугавшись намеков на его сексуальную связь с расходами за счет HP. За это решение друг Марка Херда, шеф Oracle Ларри Эллисон, в сердцах обозвал директоров HP идиотами. На место Херда пригласили Лео Апотекера, от которого потом сами не знали, как избавиться: настолько плохо просчитанными, чтобы не сказать странными, оказались некоторые его решения. И тогда президентом и CEO HP стала Мег Уитман. До этого в послужном списке Уитман, ставшей бакалавром в Принстоне и получившей MBA в Гарварде, были такие разноплановые коммерческие структуры, как Procter&Gamble, Bain&Company, Disney, Stride Rite Corporation, FTD и Hasbro, а также десять лет работы гендиректором и председателем совета директоров eBay Inc. При Уитман, кстати, eBay выросла из компании с 30 сотрудниками с выручкой чуть более $4 млн до бизнеса со штатом свыше 15 000 человек и выручкой в $8 млрд и осуществила мировую экспансию.
В HP госпоже Уитман пришлось делать все сразу: разгребать завалы, реструктурировать компанию, пересматривать ее стратегию, налаживать отношения с отраслевым сообществом и с собственным топ-менеджментом, минимизировать неприятные PR-эффекты от старых скандалов, разбираться со сделками, заключенными до нее, успокаивать акционеров. Для этого нужен особый и, наверное, не всегда милый характер. В бизнес-сообществе известно, что, когда Мег Уитман еще работала в eBay, у нее вышла неприятная история с одной из сотрудниц PR-службы. Уитман, недовольная тем, как та подготовила материалы для интервью с Reuters, вроде бы просто взашей вытолкала ее из кабинета. Ситуацию быстро купировали: денежная компенсация обеспечила внесудебное урегулирование (сотрудница через какое-то время вернулась в компанию), а курс консультирования, прослушанный Мег Уитман, видимо, помог ей научиться крепче держать в узде эмоции. Ни одна из участниц конфликта в дальнейшем не обсуждала его публично и не позволила себе ни одного выпада в адрес второй стороны.
Технологии успеха
Крупнейшие мировые технологические компании без женщин - топ-менеджеров тоже не остаются. Ярко светит звезда операционного директора Facebook Шерил Сэндберг, сыгравшей одну из ключевых ролей в IPO социальной сети. За плечами у Сэндберг гарвардское образование и сотрудничество с известнейшим экономистом Ларри Саммерсом, привлекшим ее к одному из своих исследований в интересах Всемирного банка. После этого для нее открылись двери в американский Минфин, потом в вице-президенты Google, откуда ее и перетянул Марк Цукерберг. Столь интенсивную и успешную карьеру Сэндберг сумела сочетать с двумя замужествами и материнством (она воспитывает двоих детей), что сделало ее иконой работающих женщин Америки. Более того, Шерил Сэндберг написала ставшую бестселлером в США книгу о карьере и лидерстве Lean In: Women, Work, and the Will to Lead. Уже есть сайт Lean In, сообщество в Facebook, одна из лекций Сэндберг собрала только на одном сайте 2 млн просмотров. Но главной своей целью Шерил считает социальное движение женщин за тотальное равноправие и успех. Ну а по книге госпожи Сэндберг Sony Pictures уже собирается снимать фильм.
Из вице-президентов Google вышла и генеральный директор Yahoo! Марисса Майер, которой удалось за год привести дело к значительному росту акций компании и которая успешно сочетает карьеру и семейную жизнь. Ее назначение в отрасли и по сию пору воспринимают, впрочем, неоднозначно, как и некоторые ее шаги. Так, в октябре 2012 г. она перетянула за собой из Google на должность исполнительного директора Энрике де Кастро. Это решение не нравилось почти всем, но Майер настояла на своем, чтобы в феврале 2014 г. все-таки уволить де Кастро самой.
О пользе библиотек
Все истории женского успеха в бизнесе, во всяком случае официальные, более или менее представляют собой парафраз сказки о Золушке: не всегда, но и нередко на старте бедность (глава PepsiCo Индра Нуйи рассказывала журналистам, что в молодости даже на собеседования ходила в сари, потому что денег на деловой костюм у нее не имелось), потом упорная учеба (бакалавриат и магистратура), затем не менее упорная работа и, в конце концов, место на вершине корпоративной пирамиды. Ну и, как положено в сказке, немного волшебства: удачная встреча в нужный момент, хорошая сделка, презентация, продуктивно сложившийся разговор с начальством или просто наитие. Глава Xerox Урсула Бернс вспоминала, что ее воспитывала многодетная мать-одиночка, едва сводившая концы с концами, и, когда пришло время выбирать профессию, выбор оказался невелик: пойти в монахини, стать воспитательницей малышей или кем-то еще в этом духе. А Урсула пошла в библиотеку, начиталась там справочников и вышла с твердым намерением стать инженером-химиком.
Но отдельные, пусть уже и не единичные красивые истории американских борцов за гендерный баланс не успокаивают. В целом женщины-CEO составляют всего 4% от числа глав компаний, входящих в список Fortune 500. В советах директоров Fortune 500 женщин 16,9% по итогам 2013 г., что почти равно 16,6% за 2012 г. В компаниях сегмента beauty ситуация более для дам благоприятная, что в общем-то понятно. В Estée Lauder Inc., Avon Products Inc., в компании FMCG-сегмента Procter&Gamble Co. женщины занимают почти половину мест в советах директоров. Ритейл, компании, занимающиеся административной поддержкой бизнесов или переработкой отходов, тоже лояльны по отношению к дамам-руководительницам: здесь доля женщин-директоров колеблется в пределах 19-21%. Вместе с тем в 10% компаний из списка Fortune 500 в советах директоров нет ни одной женщины. Салли Кравчек, не так давно занимавшая высокие посты в Citigroup и Bank of America, а теперь продвигающая нетворкинговую платформу для женщин 85 Broad, с особым накалом критикует мужской шовинизм американских банкиров, которые, по ее словам, в теории все понимают про гендерную диверсификацию, а на практике нанимают все больше себе подобных. Однако, по информации западных СМИ, в JPMorgan Chase&Co. и Bank of America Corp. на высших уровнях управления женщины все-таки занимают до четверти мест.
Наверх по квоте
О невидимых барьерах, мешающих прекрасному полу в бизнесе, говорят и европейки. В Европе нет женщин - глав глобальных брендов, но борьба за равноправие и там набирает силу. Немцы, например, решили, что к 1 января 2016 г. 30% руководящих мест в публичных компаниях просто-таки должны занять женщины. Крупнейшим немецким компаниям придется опубликовать планы по введению дам в высшие органы управления. Сейчас неисполнительных директоров в советах директоров и правлениях 30 крупнейших немецких компаний, составляющих биржевой индекс Dax 30, 22%, а исполнительных - около 12%. Деловой мир Германии встретил новость о введении "женских" квот с существенной долей скептицизма. И наибольшее сопротивление идея встретила, конечно, в автопроме. Четверка крупнейших немецких автобрендов - Volkswagen, BMW, Daimler и Opel - пригрозила: если их заставят по квоте вводить женщин в правления и советы директоров, то они выведут производство в другие страны.
Надо сказать, что до Германии подобную стратегию взяли на вооружение Норвегия, Италия, Франция, Испания, Бельгия.
Пока, по расчетам McKinsey&Co., на долю женщин в топ-менеджменте крупнейших европейских банков приходится менее 10%, что меньше, чем в таких отраслях, как FMCG или энергетика. А если взять 10 крупнейших по капитализации банков, то показатель составит 5%, что втрое меньше, чем в США. В Deutsche Bank и BNP Paribas, впрочем, имеются специальные программы по улучшению положения дел. Deutsche Bank намерен к концу 2018 г. довести долю женщин на руководящих позициях до 25%, а BNP Paribas планирует выйти на этот уровень уже к концу 2014 г. Британский Lloyds Bank тоже ставит перед собой задачу продвижения женщин: их среди 5000 старших менеджеров банка должно стать около 20%.