Женская доля: из-за гендерных стереотипов работать приходится больше
«Чрезмерная эмоциональность» и «увлечение семейными проблемами»: из-за распространенности этих гендерных стереотипов женщинам приходится работать упорнее мужчин, чтобы достичь тех же должностей или уровня зарплаты.
Девяносто процентов женщин в России утверждают, что равенство на работе — миф. Представительницы прекрасного пола сталкиваются с дискриминацией, начиная с момента приема на работу. Им приходиться в буквальном смысле бороться, если они рассчитывают вырасти в должности или в зарплате. Об этом говорится в исследовании, которое в городах-миллионниках провели сообщество предпринимателей CLUB 500 и исследовательский центр «Зарплаты.ру».
Исследователями были опрошены почти две тысячи россиян. Среди ключевых предубеждений в отношении работников-женщин назывались чрезмерная эмоциональность (47%), недостаток компетенций (40%) и неспособность найти баланс между семьей и карьерой (38%).
Из-за того, что женщин стереотипно воспринимают как «слабый пол», их мнение не всегда учитывается в рабочих вопросах. Так считают 54% опрошенных. При этом 87% респондентов уверены, что стереотипное восприятие мешает женщине подняться до руководящей должности.
«Стереотипы делают женщин менее уверенными в себе, из-за чего многие начинают испытывать различные страхи: 50% боятся утратить баланс между жизнью и работой, 36% — не оправдать собственные ожидания и амбиции, а 34% — не выдержать конкуренции с коллегами-мужчинами», — говорится в исследовании.
Вызванное стереотипами неравенство ярко проявляется в уровне оплаты. Так, 65% россиян считают, что мужчины на аналогичных должностях зарабатывают больше. Каждый второй опрошенный в ходе исследования утверждал, что они получают на 10-20% больше, а каждый третий — что разница может достигать даже 30%.
Гендиректор CLUB 500 Алена Клычникова считает, что общество постепенно двигается в сторону равенства, однако около 67% женщин все еще ощущают давление, связанное с необходимостью каждый день доказывать свою профессиональную состоятельность.
Неравенство ощущается и в бизнес-среде, хотя оно и не так ярко выражено. 54% женщин-предпринимателей указали на то, что за последние пять лет отношение к ним коллег мужского пола стало более уважительным. Мужчины прислушиваются к мнению женщин, хотя и сохраняют скрытые предубеждения (57%).
Также женщинам стало легче работать с клиентами, партнерами и инвесторами — им удалось завоевать доверие благодаря личным достижениям, и теперь предвзятое к ним отношение встречается в предпринимательской среде крайне редко (9%).
Россияне в ходе опроса назвали пять инструментов, которые, по их мнению, могут помочь преодолеть гендерные стереотипы:
поддержка женского предпринимательства (51%),
создание безопасных пространств для обмена опытом (35%),
публичные кампании по повышению осведомленности (27%),
внедрение гендерных квот для управленческих позиций (22%),
введение образовательных программ/курсов по гендерному равенству (21%).