Женские секреты «Махаона»
Гендиректор издательства «Махаон» Наталья Дранова – единственная женщина в России, возглавляющая крупную издательскую компанию. Она сумела построить современное издательство на развалинах убыточной «дочки» шведской инвестиционной компании Brunswick. Теперь пытается вывести «Махаон» на западный рынок.
Компания «Махаон» входит в десятку крупнейших издательств России. Суммарные тиражи за прошлый год, по собственным данным компании, превысили 16 млн экземпляров. Оборот, по нашим данным, составляет около $30 млн, причем половина этих денег зарабатывается за границей. Дочерние структуры «Махаона» издают книги на Украине и в нескольких странах Восточной Европы на языках этих стран. Идут переговоры об открытии компаний в странах Прибалтики. «К концу 2002 года деятельность за рубежом будет приносить около 60% от общих доходов группы. Через год это будет уже 75%», – говорит гендиректор компании Наталья Дранова.
Шесть лет назад, когда двадцатичетырехлетняя Наталья Дранова возглавила компанию «Махаон», издатели, подавляющее большинство которых мужчины, скептически отнеслись к появлению в их среде женщины и пророчили скорую гибель издательству, и так еле державшемуся на плаву.
Дела в компании, выкупленной в начале 90-х годов шведской инвестиционной группой Brunswick, мягко говоря, оставляли желать лучшего. У «Махаона» были огромные долги, и владельцы убыточного издательства уже подумывали о его продаже.
Вывести компанию из кризиса и превратить ее в современное издательство, ориентированное на экспорт, Наталье Драновой удалось благодаря знанию маркетинга и предыдущему опыту работы в зарубежной компании. Возможно, немаловажный фактор успеха Натальи Драновой заключается в обаянии этой молодой женщины.
Молочный коктейль
Детство Натальи прошло в закрытом академгородке под Харьковом, «в глубоком лесу за колючей проволокой» (ее мать – физик-ядерщик). В отличие от однокашников по английской спецшколе с углубленным изучением физики и математики, большинство которых связали свои судьбы с наукой, Дранова подалась в иные сферы.
В 1990 году она поступила на дневное отделение в только что открывшийся Московский государственный университет коммерции (МГУК) на факультет международных экономических отношений. Наталья Дранова специализировалась на международном маркетинге.
Оказавшись в чужом городе, Дранова с первых дней обучения вынуждена была зарабатывать себе на жизнь. В течение первых двух лет она нанималась переводчиком на международных выставках. В 1991 году продавала рекламу в журнале East European Investment Magazine.
Летом 1992 года со студенткой третьего курса Натальей Драновой произошел случай, который, как она считает, предопределил ее дальнейшую карьерную судьбу.
«Я пошла в магазин за молоком, попала в перерыв. В тот день было ужасно жарко. Захотелось посидеть в тенечке и расслабиться. Рядом с магазином оказалось кадровое агентство, в окне которого был кондиционер. Я вошла в помещение и заполнила анкету, ни на что не рассчитывая. Но результат превзошел самые смелые ожидания, после чего я стала совершеннейшей фаталисткой», – вспоминает Наталья Дранова.
Через несколько дней ее пригласили на интервью в американскую пейджинговую компанию Motorola Mobile Communication. Подбором персонала занимался лично директор европейского отделения материнской компании Motorola Гарет Дэвис. Драновой предложили должность менеджера коммерческой службы. «Было самое начало лета, я решила, что попробую, а там будет видно», – вспоминает она.
Для Драновой, которая «всегда мечтала сделать блестящую карьеру», работа в структуре крупной западной компании, начинавшей свой бизнес с нуля, предоставляла возможность реализовать свои амбиции.
«Она никогда не страдала открытой формой карьеризма, но ее устремления всегда шли по нарастающей», – говорит директор по маркетингу компании 3СОМ Александра Богданова, которая в начале 90-х возглавляла отдел маркетинга в Motorola Mobile Communication.
Буквально в первые дни работы Дранова подписала несколько крупных контрактов на продажу и обслуживание пейджеров. Она привела в компанию таких клиентов, как Сбербанк, «Аэрофлот», «Альфа-групп», МЕНАТЕП. Через полтора года Дранова возглавила отдел продаж, в котором работали около десятка сотрудников.
Совмещать учебу и работу оказалось сложно. «Это был тихий ужас, кошмар. Ни один нормальный человек на это не пойдет», – вспоминает Наталья Дранова. В какой-то степени спасала специфика работы в отделе продаж, дававшая сотруднику возможность часто быть вне офиса.
Компания проводила для своих работников тренинги и семинары, организовывала учебные поездки в США и Германию. Были в этом деле и отрицательные стороны. «Компания навязывала сотрудникам схемы работы. Это раздражало, но потом оказывалось полезным», – говорит Наталья Дранова.
И все же, считает она, наилучшего результата в бизнесе ей удавалось достигать, используя «чисто женские интуитивные качества» вкупе с американскими схемами.
Знаки судьбы
Окончив в 1996 году университет, Наталья Дранова не могла себе даже представить, что в скором времени поменяет место работы.
Она рассчитывала на дальнейший карьерный рост в структурах компании, как обещал своим подчиненным глава Motorola Mobile Communication Дирк Смэт. Даже дипломная работа на тему «Стратегический контроллинг международных корпораций» была сделана на примере работы Motorola. Но мечтам не суждено было осуществиться.
«На место Смэта, научившему нас всему, что мы знали, был назначен новый человек. Он полностью изменил всю структуру управления компании, в создании которой мы все принимали деятельное участие. Объемы продаж резко падали, ситуация в компании катастрофически ухудшалась, и многие стали уходить», – вспоминает Наталья Дранова.
Человеком, разрушившим мечты Натальи Драновой, стала англичанка Барбара Калиновски, до того работавшая в компании PepsiCo Food. Две женщины не сработались.
К счастью для Драновой, ей позвонили знакомые из кадрового агентства LO Recruitment. Они сообщили ей, что шведская инвестиционная компания Brunswick ищет для одной из своих структур директора по маркетингу.
Первая встреча Драновой с представителем шведской компании должна была состояться в ресторане отеля «Рэдиссон-Славянская». Но в назначенное время соискатель и работодатель не встретились: они ждали друг друга в разных ресторанах отеля.
Встреча произошла два часа спустя и, как говорит Наталья Дранова, в этом был очередной знак судьбы. Не дождавшись представителя Brunswick, она около двух часов побродила по магазинам, и уже на улице у отеля ее кто-то окликнул: «Это не вы Наталья? Я Ульф Перссон».
«Наталья показалась мне очень сильной и энергичной женщиной и сразу понравилась», – вспоминает первую встречу с Драновой Ульф Перссон, управляющий партнер инвестиционной компании Mint Capital. В 1996 году он по контракту с Brunswick возглавлял издательство «Махаон», в то время выпускавшее детскую литературу. Его шведы купили в начале 90-х годов. «В компании были проблемы с менеджментом, и мы искали человека, который понимал бы основы современного бизнеса», – говорит Перссон.
Вторая встреча была назначена в офисе издательства. «Это было помещение с обшарпанной мебелью и грязными занавесками, где ходили заспанные люди, курили и пили кофе», – рассказывает Наталья Дранова. И все же предложение Ульфа Перссона показалось Драновой интересным.
«Я была на перепутье – идти или нет в эту ужасную контору – и долго не давала ответа», – говорит Наталья Дранова. Окончательное решение было принято после того, как Ульф Перссон, позвонив ей на работу, поставил условие: «Или вы в течение часа соглашаетесь, или я беру другого человека». Принять решение о смене места работы Дранову подтолкнул очередной конфликт с Барбарой Калиновски, который разразился сразу же после звонка Перссона. «Меня жутко обидели. Это был из ряда вон выходящий случай, и я расценила его как еще один знак свыше», – рассказывает Дранова.
Цветы для сотрудников
Новое место работы стало для Натальи Драновой полигоном для проверки полученных ранее знаний и опыта.
«Когда я пришла в «Махаон», в производстве было две раскраски, два комикса и три книжки, склады, забитые никому не нужной продукцией, и огромные долги», – говорит Наталья Дранова.
Владельцы издательства поставили перед ней задачу увеличить объем продаж. «Наталья с первого дня справлялась с обязанностями, и было понятно, что она сможет со временем стать во главе компании», – вспоминает Ульф Перссон. Через полгода Дранова сменила его на посту генерального директора, став совладельцем компании.
По словам Натальи Драновой, ее первый приказ на руководящей должности в «Махаоне» был о «покупке хороших подарков и цветов на дни рождения сотрудников».
Правда, затем она практически полностью сменила штат, кардинально изменила структуру управления и технологию производства в компании. Были прописаны процедуры управления, введена международная система бухучета GAAP. Система реализации также была изменена. Дранова одной из первых в отечественном издательском бизнесе выделила несколько крупных дилеров по территориальному принципу, которым были предоставлены скидки и рекламная поддержка, что позволило не содержать громоздкий штат отдела продаж.
«Она производила впечатление целеустремленной девушки, ставящей перед собой реальные цели и знающей, как их достичь. Издательство под ее руководством начало развиваться более динамично и успешно», – говорит гендиректор конкурирующего издательства «ЭКСМО» Олег Новиков.
Первое время лицом «Махаона» были детские сборники кроссвордов «Том и Джерри», издававшиеся миллионными тиражами. Но, посчитав, что эта ниша слишком узка для активного роста, Наталья Дранова поставила себе целью расширить ассортимент книгами.
«Выбранная мной стратегия заключалась в комплектации издательского портфеля, в котором сочетались бы книги для всех возрастов и разных ценовых категорий. Основу должны были составлять энциклопедии», – говорит Дранова.
В итоге проведенной реструктуризации к концу 1997 года годовой тираж вырос до 4,8 млн копий (в 1996 году суммарный тираж составлял 1,2 млн экземпляров). К 1998 году долги компании были наполовину выплачены шведами, а наполовину погашены из доходов издательства. Оборот компании, по нашим данным, составлял около $10 млн.
После кризиса 1998 года в результате девальвации у «Махаона» образовался долг зарубежным партнерам (хозяевам издательских лицензий и полиграфическим компаниям) размером в $2 млн, который компания выплачивает до сих пор. По словам Натальи Драновой, основные владельцы компании вновь вернулись к мысли о ликвидации бизнеса.
Однако гендиректору «Махаона» удалось убедить Brunswick этого не делать. «Мы же не были виноваты в дефолте, структура компании поможет ей выкарабкаться из кризиса», – убеждала Наталья Дранова контролирующих акционеров.
Странно, но подобные аргументы шведам показались убедительными. После кризиса бизнес «Махаона» расширил свои границы: открылось отделение «Махаона» на Украине. «Практика показала, что за рубежом наша продукция подчас продается лучше, чем в России», – говорит Наталья Дранова. Позже была открыта дочерняя компания в Чехии, сейчас отделения «Махаона» создаются в Литве и Латвии. Все компании группы «Махаон» управляются лично Драновой из Москвы.
Наталья Дранова не скрывает, что в бизнесе ей помогают не только знания и профессиональный опыт, но и различные «уловки и женские качества». «Руководители Brunswick этого не одобряют, но я стараюсь всегда оставаться женщиной, – говорит Наталья Дранова, улыбаясь при этом. – Это часто помогает, если надо решить проблему с типографией или попросить рассрочку платежа».