Жертвы Internet
Этой весной индустрия персональных компьютеров была шокирована неожиданным известием. Из корпорации Compaq уволили исполнительного директора (CEO) Экхарда Пфайффера. Так печально закончилась карьера человека, который руководил одной из крупнейших компьютерных компаний мира без малого восемь лет. Второй раз за эти годы подтвердилась кадровая стратегия Compaq: лошадей на переправе менять не только можно, но и нужно…
Бодрое начало
Compaq Computer Corporation никак нельзя назвать старожилом среди американских компьютерных компаний. Она была основана только в феврале 1982 года бывшими сотрудниками компании Texas Instruments - Родом Кэнионом, Джимом Харрисом и Биллом Мерто. Эра персональных компьютеров только начиналась, и отцы-основатели здраво рассудили, что на этом можно здорово заработать. Ведь у компании, которая с самого начала задумана как производитель ПК, гораздо больше шансов захватить новую нишу, чем у неповоротливых гигантов уровня IBM, которые в силу своих размеров не могли быстро перейти на производство персоналок в ущерб мейнфреймам.
Первым продуктом новой компании должен был стать портативный компьютер. С этой идеей познакомили Бена Роузена, президента инвестиционной фирмы Sevin-Rosen Partners, специализирующейся в области высоких технологий. Роузену идея понравилась, и Sevin-Rosen Partners согласилась дать необходимые деньги. Так родилась фирма, название которой было составлено из двух слов - COMPAtability и Quality: совместимость и качество).
Первые результаты новорожденной компании оказались блестящими: ее доход за первый год составил $111,2 млн - абсолютный рекорд для стартового года фирмы в истории американского бизнеса. Убедившись в правильности выбранной стратегии, Compaq на всех парах понеслась в однажды избранном направлении, создав первый персональный компьютер на 386-м процессоре. В 1984 году Compaq уже превратилась в публичную транснациональную корпорацию, открыв европейскую штаб-квартиру в Мюнхене. В 1987 году завод по производству персональных компьютеров Compaq появился в Шотландии, и в том же году корпорация торжественно объявила о выпуске миллионного ПК со своим логотипом.
К 1989 году корпорация стала вторым в Европе поставщиком офисных компьютеров, опередив Apple и Olivetti, и считалась уже почти образцовой компанией в области hi-tech.
Майкл - не ангел
Гром грянул прямо на выставке Comdex/Fall '91. На ней было объявлено об отставке основателя компании и до той поры ее бессменного руководителя Рода Кэниона. При этом акционеры компании напрочь забыли о тактичности: они поставили директора перед фактом, практически выставив его за дверь. Официальное объяснение - компания переживает финансовый спад, поскольку конкуренты выпускают значительно более дешевые ПК. В действительности под конкурентами, угробившими карьеру Кэниона, подразумевался лишь один человек - Майкл Делл, глава корпорации Dell Computer (см. "Ко" №23 от 28 июня 1999 г.). Это и есть настоящий злой гений Compaq.
Дело в том, что компания Делла в отличие от Compaq выпускала не просто более дешевые компьютеры - она практиковала принцип прямых продаж, когда ПК собираются исключительно под заказ. Тем самым минимизируются расходы на склады, из цепочки сбыта исключаются дистрибуторы и продавцы. К тому же подобная стратегия как никакая другая позволяет великолепно "чувствовать" рынок без проведения дорогостоящих маркетинговых исследований. К 1991 году эта примитивная в общем-то идея едва не убила Compaq.
На замену Кэниону был призван Экхард Пфайффер, возглавлявший в то время европейское отделение компании. Новый глава Compaq размышлял над стратегией выхода из кризиса недолго: в том же году Compaq резко сбросила цены.
На некоторое время это действительно выбило Делла из седла. Успеху Compaq способствовал и тот факт, что в 1992 году свои проблемы появились и у Dell: компания попыталась отступить от принципа прямых продаж, что не преминуло сказаться на ее обороте. И пока Майкл Делл вылезал из придуманных им же самим трудностей, Compaq получила передышку.
Пфайффер блестяще ею воспользовался, полностью изменив стратегию компании. Рассуждал он следующим образом: "Все равно компьютеры Dell дешевле, чем Compaq. Следовательно, надо сделать так, чтобы покупатели Dell и Compaq практически не пересекались". Следующий шаг был очевиден: "Дороговизну Compaq надо как-то объяснять. Давайте обоснуем это тем, что наша техника решает принципиально более сложные проблемы, чем конкурент". И Пфайффер сосредоточился на превращении компании - производителя ПК в компанию - создатель техники для предприятий.
Смена противника
Это был удачный и своевременный ход. Дело в том, что в 90-е уже было недостаточно просто производить ПК. Они, безусловно, продолжали пользоваться спросом, но корпоративный рынок осознал, что персоналки не годятся для решения тех задач, которые в 80-е выполняли мейнфреймы. Compaq предложил заменить их гибридом ПК и мейнфрейма - сервером. Фактически Compaq, вместо того чтобы бороться с Dell, вышла на поле IBM - традиционного лидера "тяжелой" компьютерной техники для корпоративного рынка.
Одновременно Пфайффер стал выстраивать партнерскую сеть Compaq, сосредоточившись на продажах исключительно через специальных авторизованных продавцов.
Несколько лет такая тактика вполне устраивала хозяев компании. Оборот опять стал расти, причем столь стремительными темпами, что Compaq поставила перед собой амбициозную задачу: к 1996 году стать ведущим в мире производителем персональных компьютеров. Эта задача была решена на два года раньше, и в 1994 году корпорация вышла на первое место на рынке, а в 1997 году увеличила свою долю на нем до 13%.
Пфайффер успокоился. По его мнению, Dell перестала быть его прямым конкурентом и можно было заняться спокойным развитием компании. И хотя компьютер от Compaq окончательно перестал быть "народным" по цене, Пфайффера это уже не волновало. Руководство Compaq продолжало действовать в духе традиционных воззрений на развитие корпораций.
В 1996 году Пфайффер торжественно заявил, что намерен к 2000 году ввести Compaq в тройку самых крупных компьютерных компаний мира. Последовали покупки других фирм: в июне 1997 года Compaq приобрела Tandem Computers, а в 1998 году - купила за $9,6 млрд Digital Equipment. Это стало высшей точкой развития Compaq. В 1998 году Пфайффер, а с ним и вся фирма почивали на лаврах. Казалось бы, вполне заслуженно.
Уж полночь близилась
Между тем злой гений Compaq - Майкл Делл не дремал. Dell вновь вернулась к практике продаж без посредников, и к 1997 году ее позиции настолько усилились, что Compaq тоже пришлось заняться прямыми продажами. Правда, решение Пфайффер принял половинчатое: от выстраданной дистрибуторской сети он отказаться не смог.
Как оказалось впоследствии, спасти Пфайффера это уже не могло. На фоне общемирового кризиса, поразившего компьютерный рынок в последующие два года, Майкл Делл вновь заявил о себе - на этот раз с помощью электронной коммерции. На фоне общего снижения спроса на компьютерную технику Делл стал продавать компьютеры через Интернет в промышленных масштабах.
Compaq, которая не так оперативно воспользовалась возможностями глобальной сети, опять оказалась в кризисе. По итогам первого квартала 1999 года компании пришлось объявить, что прибыль из расчета на одну акцию составила всего 15 центов против запланированных 30. Биржевой курс акций снизился почти на 20%. Compaq оправдывалась "вялым рыночным спросом и растущей ценовой конкуренцией в секторе ПК", а Пфайффер и вовсе назвал неудачный квартал "сбоем". Он попытался смягчить ситуацию, заявив, что другие производители ПК, вероятно, окажутся в похожей ситуации. Естественно, руководители Dell и Hewlett-Packard тут же заявили, что они-то в отличие от Compaq спада не ощущают. Близилась развязка.
"Бессовестные люди"
Не прошло и недели после объявления результатов первого квартала, как мир узнал об увольнении Пфайффера. Его отставка была обставлена так же, как и уход Кэниона: Пфайффер узнал о ней чуть ли не от журналистов. Под горячую руку попал и финансовый директор Compaq Эрл Мэйсон. Майкл Делл может гордиться собой - второй раз за девять лет он стал причиной смены руководства своего именитого конкурента.
Как и ожидалось, именно Пфайффера сделали козлом отпущения. Председатель правления Бен Роузен (тот самый, который когда-то дал Кэниону сотоварищи денег на создание компании) прямо заявил, что неспособность Compaq реализовать свой потенциал беспокоила его уже почти два года. Оправдываясь перед инвесторами, Роузен даже сказал, что далеко не лучшие финансовые показатели последнего квартала во многом вызваны неудачным управлением компанией.
В благодарность за долгие годы службы Пфайфферу досталась лишь дипломатичная фраза: "С Экхардом Пфайффером связан период ошеломляюще быстрого роста компании. Все, кто извлек пользу из этого роста, должны сказать ему спасибо.
Это переполнило чашу терпения Пфайффера. Немец по происхождению, которого в детстве в разрушенном Берлине спасли советские солдаты, он под стать своим тевтонским предкам долго и добросовестно служил компании. В Новом Свете Пфайффер сделал достойную карьеру: он не только был топ-менеджером Compaq, но и входил в советы директоров таких корпораций, как General Motors, Hughes Electronics и Bell Atlantic. Его заслуги оценила и Германия: Пфайффер имел статус члена наблюдательного совета Deutsche Bank. Он сделал из Compaq мировую корпорацию, и вдруг его выкинули как нашкодившего мальчишку.
По такому случаю Пфайффер решил изменить образу сдержанного солдафона. Спустя четыре дня после увольнения он в телевизионном интервью CNN решил нанести ответный удар. Правда, это больше походило на попытку оправдаться. По словам Пфайффера, правление корпорации должно "стыдиться содеянного". Пфайффер заявил, что за восемь лет работы в Compaq он слышал немало одобрительных отзывов о своей работе и что сейчас многие сочувствуют ему и говорят, что правление Compaq "поступило бессовестно". По словам Пфайффера, "правление прислушивается не к тем людям". "Я мог бы рассчитывать на большую открытость", - заявил он.
Однако экспресс с логотипом Compaq двигался дальше уже без него.
После увольнения Пфайффера Бен Роузен взял управление Compaq на себя. В качестве первого шага он организовал офис исполнительного директора, в который кроме него вошли вице-председатели совета директоров. Триумвират занялся решением оперативных вопросов, пока Пфайфферу не будет найден преемник. Это случилось уже через три месяца: в июле президентом и CEO Compaq был выбран Майкл Капеллас.
В отличие от своих предшественников новый глава Compaq не является старожилом компании - он пришел в фирму только в августе 1998 года. Интересно, сколько лет он сможет продержаться во главе компании, которая до сего дня не прощала своим руководителям ни единого промаха? И что об этом менеджере думает его тезка Майкл Делл?