Жертвы искусства
Рынок произведений искусства сейчас переживает новый всплеск активности. Одни бизнесмены покупают шедевры анонимно, и те пропадают на десятилетия в частных особняках и банковских хранилищах. Для других – это способ обрести политические дивиденды.
Особенность арт-рынка заключается в его непубличности. Сведения о некоторых шедеврах, висящих на стенах особняков предпринимателей, известны только очень узкому кругу людей и становятся общедоступными при форс-мажорных обстоятельствах. Так, в середине января из подмосковного особняка владельца ЗАО «Русское золото» Александра Таранцева похитили коллекцию антиквариата и картин общей стоимостью около $50 млн. До прискорбного события о том, что господин Таранцев располагает несколькими подлинниками шедевров русской живописи, известно не было. Но среди похищенных полотен оказались «Казак в степи» Ильи Репина и «Корабль в море» Ивана Айвазовского, а также работы Ивана Шишкина и Алексея Саврасова. О репинском «Казаке» в последний раз говорили в декабре 2009-го. Тогда эту картину не удалось продать на русских торгах Sotheby's в Лондоне при оценке в 600 000 – 800 000 фунтов стерлингов.
Многие бизнесмены не любят афишировать собственные приобретения. Известно, что свою первую коллекцию из приблизительно 20 картин ходожников-передвижников получил в придачу с одним из банковских активов Виктор Вексельберг. Эти полотна для широкой публики нигде и никогда не выставлялись. Еще одно закрытое собрание принадлежит главе «Альфа-групп» Михаилу Фридману. Оно включает произведения классической живописи российских и зарубежных мастеров XVIII – XIX веков. Эксперты не считают финансиста настоящим коллекционером – для него это еще один способ инвестирования.
Любой правильно выбранный предмет искусства принесет значительно большую прибыль, нежели банковские вложения. Например, в 1954 году одна из картин Василия Кандинского была куплена за $1 млн. В 1975-м новый владелец заплатил за нее уже $18 млн, а сегодня ее ориентировочная цена составляет около $40 млн. По данным Art Sales Index, за последние пять лет продукты творчества «лидеров роста» – Моне и Сезанна – подскочили в цене на 700%. Первым профессиональным инвестором в прекрасное можно считать французского финансиста Андре Левеля. В 1904 году он и еще 12 человек, собрав вскладчину около 3000 франков, купили сто картин и рисунков, в числе которых были ранние работы Пикассо и Матисса. Приобретенными произведениями вкладчики увешивали стены своих домов. Через десять лет, когда коллекция была распродана на аукционе в парижском отеле «Друо», выяснилось, что вложенная сумма выросла почти в четыре раза, причем отдельные картины подорожали более чем в 10 раз.
Нередко бизнесмены начинают интересоваться искусством из-за стечения обстоятельств. Например, предприниматели становятся владельцами банков, в которых произведения искусства находятся в виде залога по кредитам. Шедевры попадают в собственность новому владельцу и не требуют срочной продажи. Но когда их набирается уже достаточное количество, надо решать: продавать или расширять собрание. Таким «случайным» коллекционером можно считать главу Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, которому еще в начале 1990-х вместе с одним из банков достались произведения современного искусства. За последние годы, участвуя в крупнейших аукционах, бизнесмен собрал внушительную коллекцию: живопись, архитектура и графика. Вплотную этой темой занимается его супруга Софья, возглавляющая центр современного искусства «Винзавод». С банковскими активами свои первые коллекции получил и совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. «Они начинают нанимать себе преподавателей, искать людей, кто бы мог составить им коллекции», – говорит один из экспертов арт-рынка. По его мнению, со вкусом у большинства российских нуворишей не все ладно. По преимуществу они учились в технических вузах, и профильного образования в области культуры у них нет. Сближаясь с прекрасным и окружив себя предметами искусства, предприниматели пытаются прослыть в узких кругах людьми с хорошим вкусом. Минус для рынка в том, что из-за его непубличности многие известные работы пропадают на десятки лет.
По утверждениям специалистов, рынка искусства как такового в России не существует. То, чем занимаются аукционные дома, делается с оглядкой на Запад и зарубежных клиентов. Нет антикварных магазинов, шоу-румов, нет оценщиков и легальной системы купли-продажи антиквариата. Зато есть интерес. «Искусство – вещь сама в себе. Если есть тренд либо на какого-то художника, либо на какое-то время, то цена растет, – рассказывает управляющий директор УК «БКС» Николай Солабуто. – Если интерес пропадает, цена может упасть, такое говорит о том, что это очень и очень рискованное вложение денег». К тому же, по его словам, все собирательство может быть чистым пиаром.
Еще по теме
На сегодняшний день в стране выпущено более 133 млн банковских пластиковых карт. Однако это все равно менее одной карты на россиянина. Учитывая, что за рубежом на одного человека приходится от двух до четырех карт, потенциал роста этого рынка очевиден.
Джек Коверт & Тодд Саттерстен. 100 лучших бизнес-книг всех времен: о чем они и почему их следует прочитать.
Трейдинг, основанный на интуиции. Как зарабатывать на бирже, используя весь потенциал мозга.
У Олимпийских игр в Сочи будет три талисмана, выбранных по результатам всероссийского голосования. Но участники рынка остались недовольны как результатами голосования, так и недостаточной прозрачностью процедур. По мнению экспертов, выборы талисмана продемонстрировали все минусы работы по госзаказу.