Жертвы искусства
Рынок произведений искусства сейчас переживает новый всплеск активности. Одни бизнесмены покупают шедевры анонимно, и те пропадают на десятилетия в частных особняках и банковских хранилищах. Для других – это способ обрести политические дивиденды.
Особенность арт-рынка заключается в его непубличности. Сведения о некоторых шедеврах, висящих на стенах особняков предпринимателей, известны только очень узкому кругу людей и становятся общедоступными при форс-мажорных обстоятельствах. Так, в середине января из подмосковного особняка владельца ЗАО «Русское золото» Александра Таранцева похитили коллекцию антиквариата и картин общей стоимостью около $50 млн. До прискорбного события о том, что господин Таранцев располагает несколькими подлинниками шедевров русской живописи, известно не было. Но среди похищенных полотен оказались «Казак в степи» Ильи Репина и «Корабль в море» Ивана Айвазовского, а также работы Ивана Шишкина и Алексея Саврасова. О репинском «Казаке» в последний раз говорили в декабре 2009-го. Тогда эту картину не удалось продать на русских торгах Sotheby's в Лондоне при оценке в 600 000 – 800 000 фунтов стерлингов.
Многие бизнесмены не любят афишировать собственные приобретения. Известно, что свою первую коллекцию из приблизительно 20 картин ходожников-передвижников получил в придачу с одним из банковских активов Виктор Вексельберг. Эти полотна для широкой публики нигде и никогда не выставлялись. Еще одно закрытое собрание принадлежит главе «Альфа-групп» Михаилу Фридману. Оно включает произведения классической живописи российских и зарубежных мастеров XVIII – XIX веков. Эксперты не считают финансиста настоящим коллекционером – для него это еще один способ инвестирования.
Любой правильно выбранный предмет искусства принесет значительно большую прибыль, нежели банковские вложения. Например, в 1954 году одна из картин Василия Кандинского была куплена за $1 млн. В 1975-м новый владелец заплатил за нее уже $18 млн, а сегодня ее ориентировочная цена составляет около $40 млн. По данным Art Sales Index, за последние пять лет продукты творчества «лидеров роста» – Моне и Сезанна – подскочили в цене на 700%. Первым профессиональным инвестором в прекрасное можно считать французского финансиста Андре Левеля. В 1904 году он и еще 12 человек, собрав вскладчину около 3000 франков, купили сто картин и рисунков, в числе которых были ранние работы Пикассо и Матисса. Приобретенными произведениями вкладчики увешивали стены своих домов. Через десять лет, когда коллекция была распродана на аукционе в парижском отеле «Друо», выяснилось, что вложенная сумма выросла почти в четыре раза, причем отдельные картины подорожали более чем в 10 раз.
Нередко бизнесмены начинают интересоваться искусством из-за стечения обстоятельств. Например, предприниматели становятся владельцами банков, в которых произведения искусства находятся в виде залога по кредитам. Шедевры попадают в собственность новому владельцу и не требуют срочной продажи. Но когда их набирается уже достаточное количество, надо решать: продавать или расширять собрание. Таким «случайным» коллекционером можно считать главу Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, которому еще в начале 1990-х вместе с одним из банков достались произведения современного искусства. За последние годы, участвуя в крупнейших аукционах, бизнесмен собрал внушительную коллекцию: живопись, архитектура и графика. Вплотную этой темой занимается его супруга Софья, возглавляющая центр современного искусства «Винзавод». С банковскими активами свои первые коллекции получил и совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. «Они начинают нанимать себе преподавателей, искать людей, кто бы мог составить им коллекции», – говорит один из экспертов арт-рынка. По его мнению, со вкусом у большинства российских нуворишей не все ладно. По преимуществу они учились в технических вузах, и профильного образования в области культуры у них нет. Сближаясь с прекрасным и окружив себя предметами искусства, предприниматели пытаются прослыть в узких кругах людьми с хорошим вкусом. Минус для рынка в том, что из-за его непубличности многие известные работы пропадают на десятки лет.
По утверждениям специалистов, рынка искусства как такового в России не существует. То, чем занимаются аукционные дома, делается с оглядкой на Запад и зарубежных клиентов. Нет антикварных магазинов, шоу-румов, нет оценщиков и легальной системы купли-продажи антиквариата. Зато есть интерес. «Искусство – вещь сама в себе. Если есть тренд либо на какого-то художника, либо на какое-то время, то цена растет, – рассказывает управляющий директор УК «БКС» Николай Солабуто. – Если интерес пропадает, цена может упасть, такое говорит о том, что это очень и очень рискованное вложение денег». К тому же, по его словам, все собирательство может быть чистым пиаром.