Top.Mail.Ru
архив

Жесткая пружина санкций

Политические кризисы всегда выявляют, что бизнес-связи - вещь гораздо более хрупкая, чем нам казалось.

санкции


Последствия ситуации

Экономические санкции против России еще не введены в действие и, может, не будут введены, но нервозная обстановка уже сказывается на бизнесе и заставляет иностранных партнеров РФ пересматривать свои планы. Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании "ФБК", заявил, что пока последствия политического кризиса выражаются главным образом в виде оттока из нашей страны иностранного капитала. "Сегодня спекулятивные средства уже по большей части выведены, что и обвалило, в частности, курс рубля по отношению к доллару и евро. Но это еще полбеды. Теперь можно ожидать сокращения прямых иностранных инвестиций примерно на 15-20%", - поясняет Игорь Николаев. И его оценки подтверждаются цифрами: эксперты Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара прогнозируют отток капитала из России в I квартале 2014 г. на уровне $73-75 млрд. Как заявил директор Центра структурных исследований института Алексей Ведев, это рекордная цифра, превышающая объем оттока за весь прошлый год ($62,7 млрд).

Руководитель российского отделения немецкой консалтинговой компании Rödl&Partner Андреас Кнауль отметил, что ряд его клиентов замораживают инвестиционные проекты. По его словам, в большинстве своем германские компании беспокоятся по поводу возможной конфискации активов Российской Федерацией (в ответ на санкции) и запрета ЕС на экспорт в РФ определенных видов продукции.

Возможной иллюстрацией подобных опасений является сообщение, что немецкий ритейлер Metro Cash&Carry заявил о намерении отложить IPO российского подразделения из-за политического и экономического кризиса вокруг Украины.

Впрочем, куда важнее косвенные финансовые последствия кризисной нервозности. Отток капитала приводит к неустойчивости валютного курса, и вот результат: производство автомобилей на заводе Ford Sollers во Всеволожске может быть временно прекращено для компенсации потерь в связи с падением объемов продаж и колебанием курса рубля. По словам директора по связям с общественностью российского офиса General Motors Сергея Лепнухова, "нас гораздо больше беспокоит проблема обесценивания рубля. Это сильно бьет по рентабельности нашего бизнеса, заставляет поднимать розничные цены на автомобили и заново просчитывать всю экономику наших инвестиций в автопром России".

Угроза политического кризиса вызывает отток капитала, а это сказывается на всей экономике - и на инфляции, и на валютном курсе, и на условиях кредитования. Как отмечает аналитик "Финам" Антон Сороко, обвальное падение рубля уже вынудило ЦБ пойти на экстраординарный шаг - повышение ключевой процентной ставки с 5,5 до 7%. И тут во весь рост встает вопрос зарубежного рефинансирования.


Недоступность рефинансирования

Важнейшей причиной финансового кризиса 2008 г. для России стала недоступность для отечественных компаний западного финансирования. На условия доступа к финансовым ресурсам могут повлиять и экономические санкции западных государств, и просто ухудшение репутации РФ как заемщика. По мнению ведущего эксперта Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Михаила Хромова, долги бизнеса - одно из самых уязвимых мест России. "В сложившихся условиях, если обсуждаемые санкции против РФ закроют возможности для российских заемщиков по привлечению новых кредитов, то даже непродолжительный период их действия нанесет значительный удар по балансу капитальных потоков", - подчеркивает эксперт.

В настоящее время внешний долг российских компаний превышает $650 млрд, и в 2014 г. надо погасить около $150 млрд, то есть почти четверть всей задолженности. Между тем срочная структура долга такова, что ее значительная часть совсем "короткая" и оборачивается в течение одного квартала. Уже в I квартале 2014 г. наши банки и компании должны вернуть кредиторам порядка $56-58 млрд.

В случае возникновения нестабильности рефинансирование может быть не получено, что приведет к увеличению оттока капитала по итогам года на $140-150 млрд. При этом стоит отметить, что рост внешнего долга в последние годы происходил прежде в основном за счет корпораций с госучастием, таких как "Газпром", "Роснефть", "Транснефть" и РЖД. На конец прошлого года на них приходилось $114 млрд долга.

А по оценкам инвестбанка Nomura Holdings, многие отечественные компании привлекали заемные средства через "теневые" облигации, не учитывающиеся в суммарном внешнем долге стран. Речь идет об обязательствах, выпущенных дочерними или материнскими структурами российских компаний, находящихся в офшорах, их сумма составляет около $200 млрд, или 11% ВВП.

"Ошибочно, на мой взгляд, думать, что российские корпорации владеют за рубежом несметными богатствами, - рассуждает Владислав Иноземцев*, директор Центра исследований постиндустриального общества. - Поэтому "отлучение" от западного кредитного рынка стало бы для них катастрофой, так как адекватной замены нет и не будет".

"Отечественный бизнес занимал не только в Европе и США, но и в азиатских странах, - комментирует старший аналитик "Норд Капитал" Роман Ткачук. - В случае санкций Россия может обратиться в сторону азиатского банкинга. Тем не менее заметим, что в последние годы российские компании активно кредитовались на международных рынках и компании имеют по 5-10 выпусков евробондов. В случае каких-то санкций большее потрясение могут испытать банки (из-за закрытия корреспондентских счетов) и компании с высокой долговой нагрузкой. Прежде всего это "Роснефть" (она много заняла для покупки ТНК-BP и "Итеры") и ряд металлургов ("Евраз", "Русал", "Мечел")".

 

Сорванные сделки

Если гипотетические санкции будут действительно введены, их первой мишенью могут стать крупные сделки, заключаемые российскими компаниями за рубежом. Уже ясна первая "мишень": незакрытая сделка по покупке "Роснефтью" зарегистрированного в Лондоне нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley. Она может быть заблокирована комитетом по иностранным инвестициям при Минфине США, который призван уберечь американскую экономику от компаний, находящихся под влиянием иностранных правительств.

Под вопросом покупка "Роснефтью" 13% акций крупнейшего итальянского шинного концерна Pirelli за $1 млрд.

Кроме того, на повестке дня - покупка владельцами "Альфа-групп" немецкой нефтедобывающей компании RWE Dea за 5,1 млрд евро. Участники этих сделок могут надеяться лишь на то, что успеют их закрыть до принятия решения о санкциях. Продавцы не смогут получить выгоду от продажи, а российские компании будут вынуждены затормозить свою зарубежную экспансию.

Франция в одностороннем порядке может разорвать сделку о поставках в РФ военных кораблей Mistral, но для российской экономики это еще не самая плохая новость: военные контракты могут достаться нашим поставщикам. В Объединенной судостроительной корпорации уже заявляют о готовности построить Mistral самостоятельно. Более чувствительными могут оказаться перебои с поставками вертолетных двигателей с украинского завода "Мотор Сич". Они используются в российских военных вертолетах, в том числе тех, что должны поставляться на экспорт в Иран. Но пока санкции еще не последовали.

"Нажим на отдельные компании может быть достаточно мощным, - считает начальник аналитического отдела ИК "Церих кэпитал менеджмент" Николай Подлевских. - Так, компании нефтегазового сектора существенным образом зависят от поставок оборудования для ведения разведки и добычи ископаемых. В связи с широкими планами освоения шельфовых месторождений нефтегазовые компании рассчитывают на получение не только оборудования, но и технологий проведения работ. У многих крупных компаний наблюдается сильная зависимость от зарубежных кредитов. Украина намерена добиваться адресных санкций для "Газпрома" за потерю месторождений газа на шельфе Крыма. Существенные потери могут грозить Сбербанку, от которого будут добиваться компенсаций по вкладам Украины до 1990 г.".


Украинские активы

Наиболее болезненным последствием российско-украинского конфликта в краткосрочном плане может стать конфискация российских активов на Украине, которую предпримет Киев в ответ на отчуждение украинской госсобственности в Крыму. У российских компаний долгая история инвестирования в украинскую экономику. Росстат говорит о накоплении на Украине российских инвестиций в сумме около 1,5 млрд руб., но многие инвестиции идут обходным путем - через Кипр и другие офшорные и полуофшорные зоны.

Контролируемые россиянами телекоммуникационные активы могут быть национализированы в первую очередь - как стратегические предприятия. Две украинские телекомкомпании принадлежат российским - "Вымпелкому", которым владеет Михаил Фридман, и МТС Владимира Евтушенкова. Принадлежащий "Вымпелкому" мобильный оператор "Киевстар" контролирует 47% украинского рынка; МТС - 37,5% рынка. Известно, что на украинскую деятельность приходится 7% совокупной выручки "Вымпелкома" и 8% его доходов, украинское подразделение МТС дает 11% выручки и 12% доходов. Таким образом, в случае потери этих активов каждая из российских телекоммуникационных корпораций потеряет примерно по $1,5 млрд.

Стоит также вспомнить, что на Украине находятся дочерние банки многих российских - Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка. "Роснефть" и "Лукойл" владеют там НПЗ и бензоколонками. В частности, "Роснефти" от ТНК-BP достался Лисичанский НПЗ. "Евраз" Романа Абрамовича владеет комплексом из железных рудников, батарей коксовых печей и Днепропетровским металлургическим заводом. В 2007 г. "Евраз" заплатил за украинские активы $1,7 млрд и 10% своих акций, общую сумму сделки оценивали в $3 млрд.

"Русалу" Олега Дерипаски принадлежат на Украине глиноземный завод в Николаеве, за пакет акций которого в 2000 г. "Русал" выложил $100 млн.

Пока все эти предприятия работают. Представители "Русала" заявляют, что на Николаевский глиноземный завод ситуация никак не повлияла. Глава "Роснефти" Игорь Сечин сказал, что "руководство "Роснефти" намерено защищать украинские активы компании", а по поводу Лисичанского НПЗ заметил, что модернизация завода продолжается, а "кризис не продлится так долго, чтобы помешать реализации этого проекта".

Ни одна из российских компаний - владельцев украинских активов не захотела прокомментировать грозящие опасности и планы по их минимизации, за исключением "Евраза". Мария Старовойт, директор по внешним коммуникациям "Евраза", заявила "Ко": "У нас есть предприятия на Украине, но EVRAZ plc зарегистрирована в Великобритании". Отговорка странная: вряд ли у украинского правительства будут сомнения по поводу "национальной принадлежности" корпорации. Как раз тот случай, когда бить станут не по паспорту.

Именно поэтому некоторые компании не стали дожидаться "лиха": ритейлер X5 Retail Group решил продать свои украинские активы, 12 магазинов "Перекресток" в Киеве и его окрестностях украинской сети супермаркетов Varus.


Вероятность санкций

"Размышляя о возможных последствиях санкций, стоит снова вернуться к иранскому опыту и банковским санкциям США, в результате которых иностранные банки (читай: контрагенты) не могли переводить любые платежи в Иран и из Ирана, - рассуждает старший юрист "ФБК Право" Сергей Ермоленко. - В подобной ситуации широкой блокады сложно говорить о каких-то конкретных сделках, которые окажутся под угрозой. Скорее, тут можно будет говорить о гигантском коллапсе, результатом которого станет заморозка экономической активности в части российских импортно-экспортных операций. Причем опять же, говоря об Иране, следует сказать, что последствия могут быть не только экономическими, но и гуманитарными: в нашей практике был случай, когда Иран не мог закупить медикаменты из-за отключения иранских банков от системы SWIFT. Однако подобные санкции всегда имеют оборотную сторону и, в отличие от Ирана, без сомнения, окажут очень заметное негативное воздействие не только на Россию, но и на ее прямых торговых партнеров, к которым относятся страны Запада".

Разумеется, решение об экономических санкциях против РФ дастся западным государствам, если вообще дастся, с огромным трудом, поскольку сотрудничество с нашей страной приносит им большую выгоду. Например, Лондон известен как место проживания российских бизнесменов и место совершения ими финансовых операций. Российские компании за последние два года инвестировали в лондонский бизнес около $180 млрд.

Если со стороны российских официальных лиц раздаются бодрые возгласы, что "мы не боимся санкций", то в самих западных странах уже звучат тревожные голоса с подсчетом убытков, которые может принести противостояние.

Так, правительство Латвии подсчитало, что санкции против РФ могут стоить латвийской экономике сотни миллионов евро, и ставит перед Евросоюзом вопрос о компенсации убытков. Премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен подчеркнул, что Россия значит для Финляндии гораздо больше, чем для других стран Европейского союза, и финская экономика одной из первых почувствует негативный эффект. По предварительным оценкам немецких экономистов, Германия из-за разрыва отношений с РФ может потерять до 300 000 рабочих мест. Россия уже давно стала приоритетным рынком сбыта для Mercedes-Benz, Audi, BMW, Porche, и только эти компании инвестировали сотни миллионов евро в инфраструктуру продаж и недвижимость в РФ. Ассоциация экспортеров Чехии заявляет, что в случае введения санкций Чехия потеряет 40 000 рабочих мест. Заместитель председателя ассоциации Отто Данек сказал: "В России у нас огромные инвестиции, которые составляют примерно $3,5 млрд. Если бы при худшем сценарии развития событий собственность иностранных фирм была бы национализирована, это нанесло бы чешской промышленности огромный ущерб". Ассоциация канадских производителей свинины Canada Pork International обратилась к правительству страны с просьбой отказаться от введения санкций против РФ. Нельзя забывать и про зависимость многих европейских стран от российского газа.

Таким образом, для введения жестких санкций против России не существует никаких экономических мотивов. Но войны начинаются не из-за выгоды, а потому что обе стороны втягиваются в спираль противостояния и не могут уже сделать шаг назад. Слабость реакции Запада на настоящем этапе может спровоцировать Россию на более решительные действия, а это, в свою очередь, способно повлечь дополнительную реакцию "условного противника".

"Механизм санкций не раскручивается мгновенно, и на данном этапе более реалистичным представляется курс на постепенное, часто негласное выдавливание российских компаний из тех или иных проектов, запрет на приобретение доли в будущих проектах, но не конфискация зарубежных предприятий российских компаний или полная заморозка их финансовых счетов, - считает Николай Подлевских. - Действия типа запрета на приобретение доли в Opel либо жесткого выдавливания "Сургутнефтегаза" из венгерской компании MOL или других проектов будут еще более жесткими и откровенными. Однако на данном этапе введение санкций, эквивалентных конфискации собственности компаний за рубежом, кажется слишком маловероятным".

Основные проекты российских компаний на Украине

Перечень объектов

Российский участник

ЗАО "Газтранзит", строительство компрессорной станции, обслуживание поставок газа по трубопроводу Ананьев - Тирасполь - Измаил

ОАО "Газпром"

Покупка акций Херсонского НПЗ у "Казмунайгаза", реконструкция НПЗ

Группа "Альянс" и ЗАО "Роснефть"

Модернизация Одесского НПЗ, поставка нефти

ОАО "Лукойл"

Покупка НПЗ "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС), модернизация, поставка нефти

ОАО "ТНК"

Развитие сети АЗС

ОАО "ТНК", группа "Альянс" и др.

Развитие сети АЗС

Компания "ТНК-ВР"

Совместное с НАК "Нафтогаз Украины" строительство газопровода Александров Гай - Новопсков - Ужгород

ОАО "Газпром"

ГАХК "Черноморский судостроительный завод"

ОАО "Судмашпром"

Кременчугский автосборочный завод

ОАО "Автопром" и ОАО "ГАЗ"

Киевский авиационный завод "Авиант"

Воронежское акционерное самолетостроительное общество

Источник: Минэкономразвития РФ


* Признан в РФ иноагентом.