«Живем один раз»: как мир захватывает YOLO-экономика
Глобализация и цифровизация, смена приоритетов у новых поколений — на этом и произошло зарождение YOLO-экономики. Что это за явление и как пандемия связана с экономикой риска — в колонке для журнала «Компания» рассказывает CEO интернет-сервиса Solar Staff Павел Шинкаренко.
Что такое YOLO-экономика?
Платформа для анонимной корпоративной коммуникации Blind недавно представила интересные данные: оказалось, что 49% пользователей, зарегистрированных в приложении, планируют сменить работу в 2021 году. Во многом это связано со сменой поколений, активно включенных в современную экономику — миллениалы начали карьерный путь после кризиса 2008 года, не застав крупных экономических потрясений. Исследование Data Insight также показало, что для миллениалов вопрос заработка отошел на второй план, уступив место самореализации и возможности приносить обществу пользу.
Еще сильнее трансформация ценностей просматривается в поколении Z, которое только начинает строить карьеру. Зумеры думают не только о базовых благах вроде зарплаты — по данным Deloitte Millennial Survey, они также обращают внимание на то, как компании относятся к окружающей среде и политическим вопросам.
Если мы возьмем пирамиду Маслоу, то наверху у зумеров будет стоять самореализация, которая слабо связана с постоянным местом работы. По данным исследования Solar Staff, посвященного росту интереса к фрилансу, абсолютное большинство респондентов в России моложе 25 лет не заинтересованы в постоянной работе. Половина зумеров, как говорится в исследовании Deloitte, хочет сменить работу в ближайшие два года.
Фриланс все активнее становится альтернативой долгосрочной карьере в крупной компании даже в таких консервативных странах, как Япония.
Смену человеческих приоритетов также ускорила пандемия — люди начали работать из дома и грань между личной и деловой жизнью исчезла. Возник вопрос: «Стоит ли мне заниматься тем, что я сейчас делаю, если оно занимает столько времени?». Сотрудники стали присматриваться к проектной работе — по данным исследования ADPRI, со старта пандемии больше половины сотрудников заинтересованы в работе по контракту, так как это открывает новые возможности в применении навыков.
YOLO или «You live only once» — знаменитая в англоязычном пространстве фраза, которая идеально характеризует настроения во времена пандемии. Именно на основе этой фразы появилась YOLO-экономика — экономическое и социальное явление, при котором люди склонны рискнуть своими деньгами, работой и стабильностью ради более интересной жизни.
Как YOLO-экономика поменяла нашу жизнь?
Для человека YOLO-экономика — это стремление ориентироваться на собственные решения, а не навязанные общественные нормы, для бизнеса — возможность перестроить свою бизнес-модель и HR-бренд так, чтобы получить максимум пользы.
Любой бизнес, если его оценивать с точки зрения человеческого труда, развивается по одной и той же модели. Сначала компании производят некий товар или услугу, привлекая людей в производство. После этого бизнес занимается масштабированием и стандартизацией своих процессов. В определенный момент компании переходят к аутстаффу — найму людей на конкретные проекты, так как держать человека в штате нерентабельно.
Аутстафф — переходный этап перед аутсорсом. Бизнес-процессы компаний развиваются по определенной модели, и управление людьми перестает быть важной задачей. Самое главное — получение необходимого результата. В этот момент компании передают большую часть исполнительных функций на субподряд или аутсорс — будь это агентства, компании-партнеры, проектные команды или фрилансеры. Сегодня большинство крупных компаний находятся на этом этапе.
Из-за развития бизнеса и желания людей работать по контракту, компании все чаще предпочитают найм фрилансеров. Происходит это по следующим причинам:
Фриланс делает бизнес более гибким. Необходимых специалистов можно привлекать при масштабировании бизнеса или запуске новых проекты, а когда наступает кризис — отказываться от ненужного персонала. Это особенно распространено в ритейле.
Компании привлекают конкретных специалистов на проектную работу
Если компании нужен специалист по нейросетям для запуска нового бизнес-направления, то нет смысла брать его в штат — для такого человека постоянно не будет хватать работы. Проще договориться на временное сотрудничество.Фриланс является источником неограниченных трудовых ресурсов
По данным PwC уже сегодня в России работает более 14 млн проектных исполнителей, и их будет становится только больше. На это влияет и развитие классифайдов вроде «Авито.Услуги» и появление сервисов для поиска линейных сотрудников вроде WowWorks.
На фрилансе люди получают зарплату на 20% ниже офисной, но у удаленной работы есть два существенных плюса: низкие косвенные издержки и экономия времени. Возникает логичный вопрос: зачем тратить большую часть времени в офисе, если существует возможность выполнять интересные проекты, которые не привязаны к одной компании?
Социализация общества
Появление YOLO-экономики тесно связано с социализацией общества — люди стали больше готовы к риску. Государство развилось до определенной стадии, в которой может гарантировать удовлетворение базовых потребностей общества. Подобный тренд максимально характерен для западных стран, где и происходит бум экономики риска в последние годы. Сегодня человек не останется без крова или пропитания, если потеряет текущую работу.
Пандемия показала, что современные государства уже готовы нести социальные обязательства перед обществом. В США на протяжении всей пандемии государство выплачивало $1400 на каждого члена семьи бедного и средних классов. Большинство европейских стран, включая Россию, занимались поддержкой локального бизнеса: создавались налоговые каникулы, выдавались кредиты для выплат зарплат сотрудникам.
Особенно актуально с развитием YOLO-экономики коррелирует идея введения базового дохода, которую активно обсуждают последние десятилетия. По мнению экспертов, базовый доход помогает людям уйти с нелюбимой работы, избавиться от нужды и, как бы парадоксально это не звучало, найти новое место для постоянного заработка. Такие страны как Дания и Финляндия даже запускали эксперименты с его введением, изучая реакцию общества на базовых доход, и то, как он может повлиять на работу. В Финляндии эксперимент провалился — несмотря на постоянные выплаты в размере €560, уровень безработицы в стране не снизился, хотя люди отмечали, что стали чувствовать себя счастливее. На фоне этих новостей, Германия решила запустить собственный эксперимент на три года с ежемесячными выплатами в €1200.
В России вопрос о безвозмездных выплатах все еще актуален. О подобной инициативе в России недавно высказывался Дмитрий Медведев, который предложил обсудить эту идею с членами правительства и профсоюзами на онлайн-совещании ЕР. До этого похожую идею предложил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. По его словам, можно начать программу выплат безработным в 2020 году и продолжить ее до 2025 года, а расходы на ее реализацию может покрыть Фонд национального благосостояния.
Подобные идеи несут за собой определенные риски: гарантированный рост инфляции из-за роста денежного оборота в стране, концентрация денежных потоков у государства и еще большая централизация власти. Но самое важное, что сейчас не ясны социальные последствия, которые может принести базовый доход обществу. Останется ли у людей желание работать, когда им гарантируют выплаты и безбедную жизнь? Какова вероятность, что полученные возможности люди будут тратить на самореализацию, а не станут жить только ради потребления благ?
Что ждать от YOLO-экономики?
Один из характерных трендов для стран с развитой YOLO-экономикой — это рост бизнеса, связанного с эксплуатацией риска. Это и инвестиционные сервисы, и гэмблинг — приложения, связанные с азартными играми (онлайн-казино, букмекерские конторы). Прогнозируется, что рынок гэмблинга к 2024 году увеличится на $114 млрд с ежегодным ростом более, чем 11%. С учетом базового дохода, такие компании заработают еще больше денег. Если у человека удовлетворены все базовые потребности, то лишние деньги он потратит на удовлетворение собственных желаний, среди которых — любовь к риску.
За ростом интереса к YOLO-экономике закономерно следует трансформация HR-процессов: меняются подходы к найму и работе с персоналом. Из-за потребности удерживать и привлекать таланты в компанию среди крупного бизнеса активно растет спрос на развитие HR-бренда. Исследование LinkedIn показало, что развитый бренд работодателя позволяет сократить издержки на найм и текучесть персонала вдвое. Из-за того, что молодыми поколениями рабочее место перестало восприниматься как единственный источник заработка, теперь работа в компании рассматривается как личная инвестиция.
Компании уже начали перестраивать свой подход к работе с сотрудниками. Недавно в LinkedIn отправили сотрудников в оплачиваемый отпуск, а «Сбер» разрешил брать саббатикал до 12 месяцев с сохранением места работы.
В будущем компании начнут предпочитать фрилансеров Inhouse-командам. Исследование PwC говорит: 51% опрошенных руководителей считают, что привлечение фриланса позволит сократить расходы на персонал. Также использование фриланса закроет кадровые пробелы, сократит временные издержки и сделает бизнес более гибким. Большинство задач будут переданы на сторону фрилансеров, которые ушли в вольное плавание ради своих приоритетов.
Чтобы бизнесу был проще искать нужных людей на рынке появится еще больше сервисов, связанных с проектными исполнителями. Это и специализированные классифайды, и провайдеры, которые связывают отдельных людей с компаниями. Только за последние два года на рынке появились крупные игроки российского рынка. Как пример — «Сбер», который за последний год выкупил в собственную экосистему агрегатор вакансий «Работа.Ру», а также запустил собственный классифайд «СберУслуги». Эту же историю можно проследить у «Яндекса», «Авито», Ozon и других отечественных компаний, формирующих собственные экосистемы.
С ростом YOLO-экономики офисный формат работы окончательно канет в лету, а на его место придет гибридизация рабочих отношений — люди будут работать из любого места. Появятся специализированные сотрудники, главная задача которых — связать штатных и проектных исполнителей. Мы видим, как Mail.ru уже перевел всех сотрудников на гибридный режим, а крупные компании занимаются разработкой решений для контроля эффективности дистанционных сотрудников.