Живые и мертвые

31.05.200400:00

Экспансия российских компаний в ближнем зарубежье идет стремительными темпами. Отечественные сырьевые, телекоммуникационные и потребительские компании активно осваивают украинский рынок. Одновременно казахские банки пытаются выйти в Россию со своими финансовыми услугами. «Новое объединение», однако, идет очень трудно, и прежде всего из-за того, что компании с трудом понимают правила, которые действуют в экономиках соседей.

 

Встречи лидеров стран СНГ по вопросам экономики в экспертных кругах уже давно получили прозвище «поминки». Поводом для язвительного сравнения стал повторяющийся даже в мелочах ритуал, сопровождающий подобные мероприятия. Присутствующие выпивают, закусывают, как и полагается участникам печального обряда, вспоминают добрым словом «усопшего» (единую экономику СССР). Следующим пунктом обязательно следует чье-нибудь предложение в духе «а давайте как раньше, когда он был жив», сопровождаемое одобрительными кивками остальных. Однако потом гости разъезжаются по домам, где каждого ждут гораздо менее сентиментальные и более важные дела. Этот сценарий был повторен и во время последней встречи президентов России, Украины, Казахстана и Белоруссии в Ялте. Несмотря на серьезное давление, оказываемое на соседей, идея единой торговой зоны, которую лоббирует Россия, по всей видимости, так и останется на бумаге. Во всяком случае, первые практические шаги в этом направлении отложены на 2006 – 2007 год.

Тем временем помимо официальных «душеприказчиков» к наследию СССР все внимательнее присматриваются новые «заинтересованные лица» – частные компании стран СНГ. Именно они тихо и без лишнего шума выстраивают новые экономические отношения внутри Содружества. И в отличие от государственных ведомств их проекты часто развиваются очень успешно.

 

Русское поле

 

Наиболее динамичную и масштабную экспансию ведут сегодня российские компании. Так сильно контрастировала с малорезультативными переговорами президентов о создании единой торговой зоны свежая информация об экспансии крупной российской розничной сети на Украине. На прошлой неделе компания «Патэрсон» объявила о планах открыть в ближайшие два года на территории соседнего государства более 30 магазинов. В стадии реализации находится аналогичный по масштабам проект «Пятерочки» по развитию бизнеса в Казахстане. Здесь в начале года российская компания предоставила местным партнерам франшизу на 30 магазинов эконом-класса. Практически одновременно с объявлением «Патэрсона» стало известно и о планах крупнейшего российского производителя алюминия – компании «Русский алюминий» – инвестировать около $3 млрд в строительство нового алюминиевого завода и глиноземного производства на территории Казахстана совместно с местной Евразийской финансово-промышленной компанией.

Бурный рост инвестиций российских компаний в ближнее зарубежье имеет две основные причины. Во-первых, в России становится тесно. Наиболее выгодные сегменты на потребительском рынке и основные промышленные активы уже поделены. Экономика растет, в результате повышается инвестиционный потенциал и компании переориентируется на новые рынки. В июле 2001 года Банк России снял ограничения на осуществление прямых инвестиций российских компаний в страны СНГ, благодаря чему организации получили возможность быстро осуществлять экспансию – скупать активы и создавать совместные предприятия. Однако этот шаг устранил только внутренние ограничения, связанные с развитием отечественными компаниями бизнеса в сопредельных государствах. Выход на рынки большинства стран СНГ сопряжен с серьезным инвестиционным риском. В отсутствие общих правил игры компаниям приходится опираться исключительно на специальные договоренности с принимающей стороной, зачастую довольно неформальные.

 

Политическое зонирование

 

В результате сейчас можно говорить о возникновении в СНГ двух зон, четко различающихся по степени инвестиционной привлекательности. Если условно принять Россию за точку отсчета в системе координат, то по показателям экономических свобод и политической стабильности рядом с ней окажутся Украина и Казахстан. Именно на них приходится львиная доля перекрестных капиталовложений частных компаний. Белоруссия – абсолютный чемпион по масштабу накопленных российских инвестиций. Она обязана этим почетным местом в основном вливаниям со стороны российского бюджета и госкомпаний. Остальные страны СНГ составляют зону повышенных инвестиционных рисков. Большинство попыток российских компаний выйти на их рынки закончились неудачей. В частности, можно вспомнить пивоваренную компанию «Балтика», чьи инвестиции в белорусскую «Криницу» почти стали причиной межгосударственного скандала. Или историю с покупкой российским парфюмерным концерном «Калина» фабрики «Лола» в Узбекистане. Довольно быстро этот проект обнаружил свою нерентабельность в связи с неблагоприятным налоговым и таможенным режимом страны пребывания. Однако проблемы у российских компаний возникают не только в случае с диктаторскими режимами Александра Лукашенко или Ислама Каримова. Всего через два дня после саммита в Ялте серьезный удар по интересам российских нефтяных компаний нанесла Украина, считавшаяся вполне стабильным и предсказуемым партнером. В соответствии с постановлением украинского правительства был запрещен экспорт светлых нефтепродуктов, произведенных из российской нефти на украинских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Остроту конфликту добавило еще и то обстоятельство, что почти 90% нефтеперерабатывающих мощностей соседней страны, по официальным данным Фонда госимущества Украины, принадлежат российским собственникам. В частности, Тюменской нефтяной компании, ЛУКОЙЛу, «Татнефти» и др. Теперь российские компании помимо соблюдения запрета будут обязаны согласовывать с государственными органами Украины практически любой шаг, который может повлиять на ситуацию на местном рынке нефтепродуктов – например, сроки остановки НПЗ на ремонт. Единственным средством, которое могло бы исключить подобные ЧП в будущем, может стать создание единого экономического пространства. Об этом и пытались договориться в Ялте Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Леонид Кучма и Александр Лукашенко. По мнению Михаила Делягина – директора Института проблем глобализации, в недавнем прошлом экономического советника премьера России, – единое экономическое пространство для России очень важно. «Мы должны купить все значимые, прибыльные объекты экономик стран бывшего Советского Союза. Они должны работать на нас, потому что эти страны, включая государства Прибалтики, доказали свою недееспособность», – считает эксперт. По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, чтобы создать единый рынок потребуются значительные усилия, в первую очередь политические. В потенциальном экономическом союзе предстоит сбалансировать слишком разные интересы участников. Два локомотива экономического союза – Россия и Казахстан – энергоэкспортирующие страны. Украина и Белоруссия, напротив, чистые потребители на этом рынке. «У таких стран зачастую бывают прямо противоположные интересы, – заметил Владимир Жарихин. – Не случайно единственная энергоэкспортирующая страна Европы – Норвегия так и не вступила в Евросоюз».