Жизнь без эксклюзива
Крупнейшие международные марки одежды решили самостоятельно развивать собственный бизнес в нашей стране, отказавшись от услуг франчайзи и дистрибьюторов. В результате их российским представителям приходится перестраивать работу: они становятся просто операторами торговых площадей и могут влиять на своих бывших партнеров через повышение арендных ставок.
Глаза страха
Список тех, кто решил расстаться со своими российскими партнерами, довольно обширен. Так, о самостоятельном развитии недавно заявила марка Prada, ранее работавшая с Mercury. В свою очередь, отдельно от своего былого помощника «ДжамильКо» будут работать Guess Inc. и Coach. Свои магазины у «ДжамильКо» выкупила и Global Denim, развивающая марку Levi Strauss. Более того, в 2010 г. на отечественный рынок самостоятельно выйдут и другие международные игроки. VF Corporation намерена продвигать у нас одежду и обувь для активных видов спорта под маркой Vans, а также продукцию под брендом The North Face – товары для зимних видов спорта. По словам экспертов, о самостоятельном развитии в России может задуматься Burberry Group Plc. Кроме того, сама выходит на местный рынок испанская марка Desigual, а ранее без посторонней помощи сюда ринулись H&M и Uniqlo. По мнению генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, речь идет о тенденции, причем она намечается как в люксовом, так и в среднем ценовом сегменте.
«Выходит ли на рынок бренд сам или с партнером, зависит от политики компании и ее бизнес-модели», – рассуждает директор «Росконсалтпроекта», эксперт Gerson Lehrman Group Андрей Цирер. По его словам, фирмы-лидеры вообще никогда не решаются отдать продажу своей одежды в чужие руки. В частности, к ним относятся Louis Vuitton и Christian Dior. «Louis Vuitton никогда не откроет собственный магазин, пока не найдет помещение в самом центре города, и не просто в центре, а именно на перекрестке, чтобы получить трафик двух дорог. Если нужное помещение находят, то марка дает отмашку аффилированным с ней фондам, те покупают подходящее помещение, и только потом здесь открывается Louis Vuitton», – рассказывает Андрей Цирер.
Продавцы известных брендов в России
ГК «ДжамильКо» – эксклюзивный дистрибьютор одежды Burberry, Chaumet, Hermes, Guess, Timberland, Naf Naf и Chevignon, Dormeuil, J.M. Weston, Salvatore Ferragmo, Sonia Rykiel, Wolford, а также крупный дилер Escada
Лидеры рынка fashion прекрасно понимают, что никакой франчайзи не сможет обеспечить им столь же эффективные технологии продаж, как это сделали бы они сами, так как на продажи влияет все, даже самая незначительная мелочь при выкладке товара на полки. При этом фавориты рынка, например испанский Inditex (марки Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius и Oysho) и шведский H&M, давно уже обзавелись технологиями, позволяющими выстроить ритейл в любой точке земного шара. Тот же Inditex поначалу пробовал работать в России через Stockmann, но компанию не устроила скорость открытия магазинов, и она решила развиваться самостоятельно.
Необычный симбиоз
По словам Дмитрия Федосова, многие западные компании, чтобы избежать проблем с таможней, работают по всему миру лишь с одной или несколькими логистическими коммерческими структурами, например Louis Vuitton везде сотрудничает с фирмой Daher. В свою очередь российские партнеры зачастую действуют по «серым» схемам и завозят товар в страну по заниженным ценам. Некоторые «умельцы» могут попытаться провести через таможню luxury-продукцию на вес – как second-hand. Кроме того, при работе с российским партнером никакая из марок не застрахована от подделок. «Параллельно в магазин попадает поддельный товар той же марки, с этим сталкиваются крупнейшие luxury-операторы мира. Когда начинаются скандалы, то все обычно списывается на байеров, которые что-то не знали и где-то недоглядели», – разъясняет Дмитрий Федосов.
Продавцы известных брендов в России
Mercury Group продает: Gucci, Graff, Dolce & Gabbana, Ferrari, Bentley, Maserati, Brioni, Tiffany & Co., Valentino, Yves Saint Laurent и др.
Например, с 2000 года официальным поставщиком Chanel в России была компания Mercury, однако французские представители бренда спешно покинули нашу страну в 2006-м, как только, по данным источников «Ко», увидели своими глазами «фейковые» сумки. В результате сейчас продукция Chanel на отечественный рынок поставляется напрямую, без посредников, притом что ранее ее продажи составляли 10% от оборота Mercury. Кроме того, участники рынка уверяют, что, увидев свою коллекцию в ЦУМе, дизайнеры Дольче и Габбана заявили, что «такие джинсы не шили».
Ничего личного
С уходом ведущих марок в самостоятельное плавание концепция развития крупнейших российских дистрибьюторов одежды меняется. По мнению экспертов, со временем они могут просто превратиться в операторов торговых центров, в которых те же бренды будут арендовать помещения под свои торговые точки. В частности, как предполагает Дмитрий Федосов, Mercury в долгосрочной перспективе придется в большей степени заниматься управлением недвижимостью и сдавать принадлежащие ей торговые площади в аренду маркам, так как компании принадлежит большая часть ЦУМа. Аналогичный путь развития эксперты видят и для Bosco di Ciliegi – эта компания контролирует ГУМ. Более того, некоторые участники рынка уверяют, что структурам «ДжамильКо» принадлежат почти все особняки в Столешниковом переулке, в которых располагаются бутики Dior, Chanel, Hermes, Burberry и прочие. В такой ситуации бывшие дистрибьюторы смогут использовать рычаги влияния на своих экс-партнеров. По данным участников рынка, в самом начале кризиса российские игроки, в том числе «ДжамильКо» и Mercury, заявляли бренд-холдерам, что не смогут выдержать падение продаж, и просили марки взять бизнес на себя. За собой партнеры из России хотели застолбить право сдавать в аренду площади бутиков. Правда, в тот момент ни одна из зарубежных фирм на это не пошла, так как цены на аренду, которые предлагали их местные компаньоны, были слишком высоки.
Продавцы известных брендов в России
Bosco di Ciliegi развивает такие бренды, как Barbara Bui, Iceberg, Jean Paul Gaultier, Kenzo, La Perla, Max Mara, Moschino, Pollini
Впрочем, по словам экспертов, локальные игроки вряд ли повинны в желании зарубежных партнеров расстаться с ними. «Дистрибьюторы сделали для монобрендов достаточно большую работу: вывели на российский рынок, представили, зафиксировали. И уход некоторых компаний в одиночное плавание совсем не значит, что дистрибьюторы плохо работают», – констатирует директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. Просто теперь их совместная работа будет строиться совсем по другому принципу, скорее всего, уже как арендатора и арендодателя.
Фотографии Shutterstock Михаил Геллер Photoxpress ИТАР-ТАСС