Жизнь после Джобса

21.01.201300:00


"После смерти Джобса, ставшего иконой для сотен миллионов человек, харизма Aplle начала испарятся, как и технический потенциал продукции. На протяжении нескольких лет руководство Apple не может представить никаких существенных технических усовершенствований и вывести принципиально новые продукты, в результате чего постепенно проигрывает в конкуренции более подкованным в техническом плане корейским и японским корпорациям", - рассуждает старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский. Неудивительно, что Samsung постепенно отыгрывает позиции у Apple, а американский "яблочный гигант", вместо того, чтобы форсировать усилия по повышению инновационной компоненты, в которой он все более явно уступает Samsung, и предлагать новые технические решения, затеял череду громких судебных разбирательств с корейской компанией. Если ситуация будет складываться аналогичным образом и дальше, Apple рискует повторить свою собственную судьбу 1980-х годов, когда громкая история успеха сменилась эпохой заката корпорации после ухода из нее Стива Джобса. В этом плане неудивителен успех альтернативной iOS операционной системы Android, активно продвигаемой корейскими и японскими производителями смартфонов и планшетных компьютеров. Если в США Apple удается удерживать позиции своей операционной системы и даже отвоевывать долю сегмента у конкурентов, то на внешних рынках дела идут совсем иначе. Так, на американском рынке к концу 2012 г. доля операционной системы iOS впервые за всю историю наблюдений превысила отметку в 50% и достигла 53%, тогда как доля Android сжалась на 10,9 процентных пункта, до 41,9%. А программному обеспечению от Microsoft по-прежнему не удается преодолеть барьер в 2,7%.

По мере сжатия платежеспособного спроса и сокращения объемов кредитования спрос на гаджеты от Apple, цены на которые приблизительно на 30% завышены по сравнению с ценами на продукцию конкурентов, будет постепенно падать. Да, компания имеет колоссальный запас финансовой прочности - ее продажи по итогам 2012 фискального года выросли на 44,5% (до $156,5 млрд), а размер чистой прибыли подскочил на 60,9% (до $41,7 млрд). К слову сказать, объемы продаж наукоемкой продукции со стороны Apple сопоставимы с объемом продаж нефти Россией в 2012 г. ($180,6 млрд), в полтора раза превышают доходы РФ от экспорта нефтепродуктов ($103,1 млрд) и практически в два с половиной раза превосходят объем экспортной выручки от вывоза российского газа за рубеж ($63,3 млрд). Однако почти 30-процентное падение капитализации Apple за последние полгода отчетливо демонстрирует скептицизм инвесторов относительно способности "яблочного гиганта" продолжить бурное развитие после смерти Стива Джобса. При этом налицо стагнация и даже спад в ряде секторов корпорации и наличие дисбалансов. Так, по состоянию на IV квартал 2012 г. высокими темпами росли продажи телефонов iPhone (+58%) и планшетных компьютеров iPad (+26%), тогда как продажи стационарных компьютеров iMac прибавили всего 1%, а продажи портативных проигрывателей iPod и вовсе обвалились на 19%.

В последнем интервью Bloomberg бывший генеральный директор Apple Джон Скалли заявил, что Apple "должна идти вперед и сделать более дешевую версию iPhone, чтобы конкурировать с такими компаниями, как Samsung, на развивающихся рынках". "Apple нуждается в адаптации к совершенно иному миру, - рассуждал Скалли. - Мы идем от $500-смартфонов к более дешевым, некоторые компании выпускают $100-смартфоны. Apple должна резко пересмотреть цепочки поставок, чтобы сделать свои продукты более дешевыми и прибыльными". Apple уже отреагировала на этот "совет": на днях стало известно, что корпорация намерена до конца 2013 г. выпустить удешевленную версию iPhone, сообщила на прошлой неделе The Wall Street Journal. По информации анонимных источников издания, компания хочет применять для производства менее дорогие материалы. В частности, предполагается, что вместо алюминиевого покрытия новый гаджет получит корпус из поликарбонатного пластика. Кроме того, в устройстве могут быть использованы и комплектующие от прежних моделей. Впрочем, The Wall Street Journal отмечает, что решение выпустить новое устройство не окончательное и Apple может его пересмотреть.


Роман Ткачук, старший аналитик ИГ "Норд-Капитал":

"В прошлом году по объемам продаж смартфонов в мире на первое место вышел Samsung - функционально его устройства на базе Android не уступают iPhone Apple, а стоят заметно дешевле. Подтягиваются и другие производители - Nokia, HTC, Sony, Alcatel. Неудивительно, что, кроме "базового ядра покупателей" (людей, которые приобретают исключительно гаджеты от Apple и ждут от компании выхода каждого нового устройства), количество покупателей iPhone растет несильно, и Apple вынуждена сокращать производство. Это тонко чувствует фондовый рынок - за последние три месяца капитализация Apple упала на 30%".


Анна Зайцева, аналитик УК "Финам Менеджмент":

"Полагаю, что основным фактором некоторого снижения популярности и, возможно, ослабления позиций корпорации на некоторых рынках выступает прежде всего значительный рост конкуренции в сегменте смартфонов. В первую очередь необходимо отметить существенные успехи устройства на базе ОС Android и, в частности, значительное усиление позиций Samsung. Кроме того, последний релиз Apple не сильно отличался от "старших" устройств и кардинальных прорывов не предполагал, что также неблагоприятно влияет на уровень популярности - рынок определенно ждет кардинально новых решений от компании. Полагаю, сейчас востребовано расширение линейки моделей (чем в некоторой степени и объясняется выход iPad mini), в том числе появление бюджетных решений для развивающихся рынков".


Алексей Бугай, Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI:

"Удивительно, что этого не произошло раньше. Apple начала игру на рынке смартфонов, имея большие технологические и эргономические преимущества. На текущий момент остались только эргономические. Если сравнивать с топ-моделями смартфонов Android, то у iPhone 5 процессор слабее, экран меньше, чем у конкурентов, разрешение экрана не захватывает дух, равно как и возможности камеры, дизайн корпуса остался почти неизмененным. По сути, сейчас Apple может рассчитывать только на свою "старую гвардию" - пользователей предыдущих моделей iPhone, довольных удобством работы с ними и использующих "экосистему" остальных устройств Apple. Но и среди них приобретут iPhone 5 только склонные к покупке новинок люди".


Валерий Рыжков, начальник управления платежных технологий банка "Стройкредит":

"После ухода из жизни Стива Джобса у продуктов Apple больше нет той харизмы, которую привносил в них главный идеолог. Нельзя сказать, что и ранее продукты этой компании были абсолютно безупречны, но магия его личности во многом определяла объем продаж. Теперь, чтобы сохранить своих клиентов и тем более получить новых, продуктам Apple надо быть на голову выше других. А это в условиях жесткой конкуренции, которая наблюдается сегодня, - фактически непосильная задача. iPhone 5 - очень хороший аппарат, но не более того. Даже в момент своего появления, на мой взгляд, он уступал по многим параметрам имеющимся топовым решениям Android 4.1. При этом цена устройств на базе Android значительно ниже. Думаю, что все это и повлияло на спад продаж".


Владислав Жуковский, старший аналитик ИК "Риком-Траст":

"Как бы ни сопротивлялись сторонники продукции Apple, смерть идейного вдохновителя и создателя бренда Стива Джобса нанесла заметный урон как по позициям корпорации на рынке, так и по производимой ею продукции. Это отчетливо видно на примере того же iPhone 5, который вопреки всем ожиданиям поклонников марки "революционного прорыва" оказался тусклой копией своего "младшего собрата" iPhone 4. Во времена Джобса покупатели были готовы переплачивать до половины цены продукта просто за имиджевую составляющую и возможность быть причисленным к элитарному клубу "избранных".

Продажи за III квартал 2012 г.

Samsung

5 млн штук

доля рынка - 32,5%

Apple

23,6 млн штук

доля рынка - 14%

Источник: Gartner