Зиму переживут не все

В октябре истекает мораторий на банкротство, отпущенный Правительством Российской Федерации для особо пострадавших отраслей на период особо острого коронакризиса. Предстоящая зима станет главным экзаменатором бизнеса и правительства.
2020 год начался непредсказуемо для российского бизнеса. Первым «ударом» стала смена Кабинета министров. Как бы мы ни любили новое, перемены всегда страшат, особенно когда новый председатель — бывший руководитель Федеральной налоговой службы. Вторым ударом стал, конечно, режим самоизоляции граждан. Он оказался намного хуже любого нового чиновника.
Эффект черного лебедя сыграл свою роль: никто не знал, что пандемия придет, и никто не знал, когда она уйдет. Мораторий на банкротства не показывал масштаб трагедии — ни бизнесмены, ни граждане, ни правительство не могло адекватно оценить тот ущерб, который постепенно наносила болезнь бизнесу. Шло время, и кассовый разрыв у компаний малого и среднего сегмента увеличивался.
Что делать? Хитрить. Многие владельцы предприятий стали менять настоящих директоров на технических зиц-председателей. Делается это, прежде всего, для того, чтобы затем технично «слить» бизнес, — выхода ведь нет, мы помним про мораторий.
В итоге все российское предпринимательство разделилось на две очевидные группы. В первую вошли компании, которые кровью, слезами и потом пережили кризис. Они смогли переформатироваться, придумать новые услуги и оптимизировать расходы. Такие предприятия активно пользовались консультациями частных специалистов, а также программой помощи правительства. Отдельно стоит отметить московские власти, в частности бизнес-омбудсмена Татьяну Минееву, которая много сделала для того, чтобы столичным предпринимателям стало легче дышать.
Во вторую группу вошли компании, которые не смогли справиться с условиями пандемии: у них не было подушки безопасности, были приняты ошибочные управленческие решения, а свои товары или услуги в угоду новому времени они не изменили. Такие предприятия теперь приходится ликвидировать в официальном порядке, однако наберется их, по моим подсчетам, не более 10 %.
Итак: кафе открылись, маникюрные салоны полным ходом принимают дам, да и весь остальной бизнес потихоньку радуется новому дню. Однако не все так просто.
Во-первых, возникает вопрос: что делать тем, кто переоборудовал свои линии для выпуска, например, антисептика? Снова вкладываться в возвращение старого продукта? Это либо дополнительные затраты, которые бизнес может не потянуть, либо падение спроса на новый товар: покупательского ажиотажа на средства дезинфекции все же убавилось.
Еще один вопрос: что будут делать те, кто открыл микробизнес в сам период пандемии? Пошитые многоразовые маски есть практически у всех. Доставка — цветет, конкурировать с большими агрегаторами сложно. Ну а про мошенников я вообще молчу — их «бизнес» изначально незаконен и обречен на провал.
Если осень переживут все, кто смог выкарабкаться во времена карантина — скажется эффект «нулевого роста» и потребности населения в товарах и услугах — то зима для некоторых станет по-настоящему холодной. После кассового разрыва, который обязательно наступит вслед за январскими праздниками, придет понимание истинных масштабов кризиса и уровня прочности российского бизнеса. Причем если 2020 год проверял на прочность малый бизнес, в 2021-м придет черед среднего.
Важно понимать, что 2021 год станет особым экзаменом и для команды Мишустина — ведь скоро минет год, как он занял свой пост, — и год этот был не самым легким. А примет ли все российское бизнес-сообщество этот экзамен, зависит от дальнейших решений председателя.
Еще по теме

