Зия Бажаев: "Не ищите подводных камней там, где их нет…"

15.11.199900:00

Один из самых известных молодых отечественных нефтяных "генералов" Зия Бажаев, создавший более полутора лет назад фактически первую российскую антикризисную компанию, не жалуется на отсутствие заказчиков. Причем зачастую к услугам "Группы Альянс" прибегают не только российские государственные структуры, но и правительства стран СНГ. О сегодняшних действующих проектах "Группы Альянс" ее президент Зия Бажаев рассказал в интервью "Петролеум Ко".

- О "Группе Альянс" довольно давно ничего не было слышно. После громкого проекта по "Роснефти" - продолжительное молчание. Чем это объясняется?

- Не следует искать каких-то подводных камней там, где их нет. К тому же наша "неразговорчивость" весьма условна: после проекта по управлению компанией "Роснефть" были еще проекты по подготовке менеджеров общественного сектора для Саратовской области, по антикризисному управлению одним из предприятий Архангельской области. Были заказы Иркутской и Читинской администраций и другие проекты. Год, прошедший после завершения проекта по внешнему управлению компанией "Роснефть", оказался для "Группы Альянс" насыщенным и напряженным. А то, что новые проекты не вызвали большого общественного резонанса, объясняется просто: объекты, с которыми мы работали, не были столь же масштабными, как "Роснефть". Кстати, хочу напомнить, что мы продолжаем работать с этой компанией. В ноябре 1998 года между НК "Роснефть" и "Группой Альянс" было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве, согласно которому мы выступаем консультантами компании по вопросам корпоративного управления, повышения финансовой устойчивости "Роснефти" и сохранения ее активов.

Кроме того, крупные проекты не возникают сами по себе. Чтобы проект состоялся, необходима кропотливая подготовительная работа. Сейчас практически завершена такая работа по трем очень крупным проектам. Один из них - координация межгосударственной программы комплексного развития и модернизации одного из шести украинских НПЗ - ОАО "Херсоннефтепереработка". Российская компания "Группа Альянс" приглашена Казахстаном и Украиной в качестве координатора проекта по обеспечению комплексных поставок нефти из Казахстана и России на Херсонский нефтеперерабатывающий комплекс, а также для решения вопросов комплексной модернизации завода.

- ОАО "Херсоннефтепереработка", безусловно, нестандартный проект. Кстати, "Группа Альянс" имеет интересную особенность: проектов, по крайней мере известных широкой общественности, у вас немного, но каждый из них довольно нестандартен и масштабен. Взять те же "Роснефть" или ХНПК - и в том и в другом случае в роли клиентов выступают правительства России или стран СНГ. Есть ли у "Группы Альянс" еще какие-то "правительственные" проекты, о которых вы пока не рассказывали?

- Такие, как вы их называете, "правительственные" проекты у "Группы Альянс" были. Напомню лишь об одном из них - разработке концепции создания государственной нефтяной компании. Вернее, национальной нефтяной компании, поскольку государственных нефтяных компаний у нас несколько.

- Вы хотите сказать, что "Группа Альянс" была инициатором этой идеи?

- Ну, я бы не стал утверждать что-либо подобное. Тем более что идея эта отнюдь не нова - она с завидной периодичностью муссируется с середины 90-х годов. Так вот, если вы помните, в конце прошлого года правительственные структуры, в том числе Министерство топлива и энергетики РФ, обратились к Государственной Думе, крупнейшим нефтяным компаниям и к ряду академических институтов с предложением изучить вопрос о перспективах создания в России национальной нефтяной компании. "Группа Альянс" также участвовала в этой работе.

По просьбе правительства мы провели анализ состояния нефтяной отрасли и подготовили ряд рекомендаций. В качестве одного из вариантов дальнейшей стратегии развития отрасли нами была разработана и предложена концепция создания ННК.

- Вы бывший президент "Сиданко" и последнее интервью нашему журналу давали именно в этом качестве. Тогда вы сказали, что покидаете компанию со спокойной душой, так как она "крепко стоит на ногах". С тех пор прошло полтора года, и сейчас "Сиданко" находится под процедурой банкротства. В чем причины такой стремительной метаморфозы?

- Этот вопрос правильнее было бы адресовать нынешнему руководству компании "Сиданко". Вот если бы сегодня холдинг успешно работал и не испытывал проблем, я бы с удовольствием поговорил с вами о его успехах. В сложившейся же ситуации я из соображений профессиональной этики не считаю возможным для себя отвечать на ваш вопрос.

- В последнее время в ряде СМИ прошла информация о том, что "Группа Альянс" управляет двумя дочерними предприятиями "Сиданко" - "Варьеганнефтью" и "Варьеганнефтегазом". Насколько эти сообщения соответствуют действительности?

- Нисколько не соответствуют. Потому что "Группа Альянс" не управляет ни "Варьеганнефтегазом", ни "Варьеганнефтью". Давайте по пунктам. "Группе Альянс" сегодня принадлежит пакет акций ОАО "Варьеганнефть", приобретенный осенью прошлого года на вторичном рынке. Да, этот пакет вполне достаточен для влияния на работу "Варьеганнефти", однако он далеко не контрольный. При этом я хочу особо подчеркнуть, что пакет акций "Варьеганнефти" приобретался нами не только с целью наращивания активов "Группы Альянс". Мы рассматриваем это нефтедобывающее предприятие еще и как полноценный проект по антикризисному управлению.

Дело в том, что летом прошлого года руководство "Варьеганнефти" обратилось к "Группе Альянс" с просьбой оказать помощь в решении вопросов, связанных с реализацией продукции, улучшением финансового состояния предприятия и т.д. В результате реализации программы, разработанной специалистами "Группы Альянс", "Варьеганнефть" смогла сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности, начала получать реальные деньги за продаваемую продукцию, стабильно и вовремя выплачивать налоги в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Сейчас это предприятие - одно из лучших в отрасли.

Теперь относительно "Варьеганнефтегаза". С этим предприятием нас связывают деловые отношения: одно из подразделений "Группы Альянс" покупает у ВНГ нефть, поскольку те условия, которые мы предложили, полностью устроили руководство "Варьеганнефтегаза" - как по цене, так и по структуре оплаты. Нефть покупается по рыночной цене, расчеты за нее производятся живыми деньгами по факту отгрузки или по предоплате.

К управлению этим предприятием "Группа Альянс" не имеет отношения. Мы выступаем в роли консультанта администрации Ханты-Мансийского автономного округа в вопросах, связанных с процедурой банкротства "Варьеганнефтегаза". Если вы помните, сейчас это предприятие находится под внешним управлением. Основная задача "Группы Альянс" как консультанта администрации Ханты-Мансийского автономного округа заключается в том, чтобы процесс банкротства "Варьеганнефтегаза" не выходил за рамки правового поля.

- Правительство периодически "стряхивает пыль" с проекта создания уже упоминавшейся вами национальной нефтяной компании. При этом вас называли в числе основных претендентов на пост президента ННК. Действительно ли создание ННК может помочь в решении проблем отрасли?

- Заданные вами вопросы - тема для отдельного и долгого разговора. Попробую коротко сформулировать основные аспекты. Во-первых, целесообразность создания ННК диктуется простым пониманием того, что нефтяной комплекс, равно как и газовый, является главной опорой экономики нашей страны. Государство просто обязано иметь мощный рычаг воздействия на стратегическую отрасль, ситуация в которой сейчас архикризисная. Основные проблемы российских нефтяников - катастрофический дефицит инвестиционных ресурсов, неплатежеспособность внутреннего рынка и непомерно высокие издержки производства. Господствующие тенденции последних лет в российском нефтяном комплексе - снижение добычи и недозагрузка НПЗ. Всего 12 лет назад Россия добывала 570 млн т нефти в год. Начиная с 1993 года добыча в России не компенсируется приростом запасов: мы проедаем собственные ресурсы. Технический потенциал промышленности стремительно стареет, наука впадает в летаргию, а значит, мы отстаем в области внедрения современных технологий.

- Ваши слова только добавляют пессимизма в ситуацию…

- Пессимизма будет еще больше, если мы откажемся понимать простую истину: частные компании, при всем уважении к ним, по определению не могут выражать или защищать интересы государства. Частные компании объективно работают только на себя, и это не может вызывать никаких нареканий. Так и должно быть. Но в случае с нефтяной отраслью - безусловно, стратегической для России - подобный подход, на мой взгляд, несколько безответствен. В соответствии с концепцией, предложенной "Группой Альянс", ННК должна была взять на себя решение задач государственного значения: наращивание ресурсной базы отрасли, управление государственными активами в нефтяной отрасли, подготовка профессиональных конкурсных управляющих, разработка и сопровождение программ финансового оздоровления, санации, банкротства предприятий комплекса.

Понимаете, мы опять пытаемся изобрести велосипед. Посмотрите на опыт ведущих нефтедобывающих стран, в которых нефтяная отрасль, как и в России, является бюджетообразующей. Там обязательно существуют национальные нефтяные компании. Из десяти первых в мире по производственным показателям нефтяных компаний в 1998 году шесть - государственные. И это не случайно. Нефтяной бизнес характеризуется высокими капиталоемкостью и инерционностью, цикличностью, геологическими рисками. Отсюда стремление к наращиванию операций, их диверсификации и распространению на различные регионы мира. Подобные планы по плечу либо крупнейшим транснациональным корпорациям, чей возраст, как правило, исчисляется десятками лет, либо национальным нефтяным и газовым компаниям.

- Но ведь есть примеры, когда те же самые российские нефтяные холдинги отвергают целесообразность создания ННК. Ожесточенные баталии сторонников и противников этой идеи даже выплеснулись на страницы прессы…

- Угол зрения зависит от занимаемого места. Частным нефтяным компаниям ни к чему еще один конкурент, да к тому же не самый слабый. А по поводу ожесточенных баталий… Могу лишь ответить вам словами великого Гете: "Принято думать, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоим образом - между ними лежит проблема". И нам необходимо найти ее решение.

- Зия Юсупович, допустим, что решение о создании ННК все-таки будет принято и вам предложат возглавить эту компанию. Вы примете такое предложение?

- Честно говоря, не знаю. Во-первых, "Группа Альянс" для меня - это шанс воплотить давнюю мечту: реализовать собственное, настоящее, крупное дело. Компания сейчас динамично развивается, у нас много перспективных проектов и планов. Во-вторых, все зависит от того, насколько будет сильна политическая воля правительства в вопросе создания ННК. Потому что создавать очередной наспех скроенный, рыхлый набор активов, не имеющий серьезных функций, не имеет смысла. Это будет означать лишь профанацию идеи национальной нефтяной компании.