Злоумышленный брокер

Ради дополнительного заработка отдельные недобросовестные брокеры готовы на обман своих клиентов. В ход идет все – от умышленно неверных советов аналитиков до откровенного воровства денег со счетов. Доказать умысел брокеров крайне сложно: если их ловят за руку, они списывают подобные случаи на человеческий фактор или сбой оборудования.

В середине мая ЗАО «Управляющая компания «Тройка Диалог» проиграла очередное судебное разбирательство с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), уличившей УК в недобросовестной конкуренции на рынке доверительного управления. Напомним, что ФАС возбудила дело против «Тройки» в январе прошлого года по обращению клиентов компании, которые по итогам доверительного управления в 2008 г. получили убытки, превысившие уровень падения рынка, некоторые потеряли до 95% своих денег. Оказалось, что эмитентами ценных бумаг, приобретаемых на средства клиентов управляющей компании, были два аффилированных с ней офшорных фонда – Troika Russia Fund Inc и Troika Russia Fund L.P. Но в предоставляемых компанией отчетах указывался совсем другой эмитент – JP Morgan. Таким образом, «Тройка» не только нарушала запрет Федеральной службы по финансовым рынкам на приобретение паев и акций инвестфондов, которыми управляют аффилированые лица, но и обманывала своих клиентов. В итоге 29 апреля 2010 года комиссия ФАС с участием представителей ФСФР признала, что компания вводила в заблуждение клиентов в отношении качества услуг по доверительному управлению ценными бумагами. Комиссия пришла к выводу, что процедура управления средствами клиентов не соответствовала заявленной на сайте, в отчетах клиентам были представлены неполные или недостоверные сведения, а в управлении, помимо самой УК, участвовали офшоры, входившие с ней в одну группу лиц. «Тройка Диалог» успешно оспорила решение ФАС в Арбитражном суде Москвы, но 2 февраля апелляционный суд отклонил иск УК, признав решение ФАС законным. В середине мая с этим согласился кассационный суд Московского округа. Теперь у «Тройки» остается последний шанс доказать свою невиновность – обратиться в Высший арбитражный суд.

Получить комментарий касательно этой ситуации в «Тройке» не удалось. Куда более разговорчивыми оказались представители другой компании, вокруг которой также разгорелся громкий скандал. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в прошлом году выявила сомнительные сделки со счетами клиентов Broco Investments. Схема выглядела следующим образом: со счета Broco Investments, открытого в брокере Genesis (Broco является субброкером), на бирже NASDAQ покупались акции различных американских компаний. В операциях было задействовано несколько счетов, в том числе другого интернет-брокера – Scottrade. Операции проходили с малоликвидными американскими бумагами, за счет чего деньги фактически перекачивались со счетов клиентов компании на счета злоумышленников. По итогам прибыль на одном из счетов увеличилась с нескольких тысяч долларов до $627 000. «В нашей практике имелся случай, когда несанкционированно был получен доступ к счетам клиентов в американской компании Scottrade. Это произошло в 2009 году, тогда со счетов клиентов совершались заведомо невыгодные сделки, выставлялись рыночные ордера по невыгодным ценам, которые тут же исполнялись клиентом Broco, – рассказал «Ко» президент ГК Broco Валерий Мальцев. – Соответственно с этих счетов утекали крупные суммы, однако клиенты молчали об этом более полугода, и это было выявлено SEC случайно, при проверке Broco». Мальцев уверяет, что всему виной взлом счетов клиентов компании. С технической точки зрения взломать счета достаточно сложно, но возможно, хотя гораздо чаще здесь играет роль человеческий фактор: клиенты используют одни и те же пароли на своей почте, в социальных сетях и при доступе к торговым счетам. В итоге, узнав пароль в одной из соцсетей, что не составляет особого труда, злоумышленники с легкостью получают доступ к деньгам клиента брокерской компании. «Проблема может возникнуть как при наличии недостатков программного обеспечения, используемого трейдером, так и в случае взлома или утери пароля. Защищаться необходимо в двух направлениях: брокер должен постоянно мониторить подозрительные операции по счетам клиентов, а клиент обязан заботиться о том, чтобы его счет не взломали: придумывать сложные пароли, менять их регулярно, следить за конфиденциальностью, обновлять антивирусное обеспечение, не стесняться звонить брокеру при возникновении сомнений», – советует Валерий Мальцев. В последнем случае, судя по всему, мы действительно имеем дело с атакой хакеров, да и ставить точку в истории с «Тройкой» также пока рано – решение ФАС может быть еще раз обжаловано. Но, как оказалось, эти два случая – лишь вершина настоящего айсберга. Умышленных или случайных нарушений со стороны брокеров множество, вот только достоянием гласности становятся единицы.   

антимонопольная служба, ФАС, Тройка Диалог