Знак хорошего вкуса

01.03.199900:00

Слухи о том, что московское правительство намеревается ввести «антипиратские» марки на аудио- и видеопродукцию, циркулировали еще с прошлого лета. Больше всего переживали по этому поводу, как ни странно, именно легальные производители компакт-дисков и видеокассет, которых новая маркировка вроде бы и призвана защитить: расходы на оплату марок неизбежно увеличили бы и без того неподъемную цену на легальные аудио- и видеоносители, а пираты, обойдя все препоны, смогли бы оттяпать себе еще большую долю рынка. Московское правительство поспешало медленно - долгожданное постановление вышло лишь 19 января. Однако сюрпризом оно стало не для производителей, а скорее для предприятий торговли, мало-мальски связанных с этим запутанным бизнесом.

Саморазрушающаяся идентификация

Суть постановления в следующем: в самое ближайшее время при Московском комитете по телекоммуникациям и СМИ создается государственное унитарное предприятие «Мосинформконтроль» (на его финансирование в текущем году выделено 15 млн руб.). Московским информконтролерам предстоит в кратчайшие сроки организовать тотальную маркировку всех аудио- и видеоносителей: с 1 апреля вводятся идентификационные знаки на видеопродукцию, с 1 сентября - на аудиокассеты, компакт-диски и CD-ROMы. Заветный идентификационный знак по замыслу должен стать мощнейшим оружием в борьбе с аудио- и видеопиратами и, как всякое оружие массового поражения, обладать некими магическими свойствами. В частности, согласно тексту постановления знак должен «саморазрушаться при попытке его вторичного наклеивания». Первичным наклеиванием знаков (и взиманием мзды за эту операцию) будут заниматься соответствующие посты, создаваемые в местах массового скопления аудио- и видеоносителей, т.е. на заводах, фабриках и в крупных торговых точках.

Цели вышеописанного постановления достаточно очевидны. Не побоимся сказать даже, что они благие: волшебные знаки должны предотвратить нарушение авторских прав, защитить права потребителей и конечно же пресечь распространение продукции низкого нравственно-этического содержания. Вспомним, однако, что введение московских регистрационных марок на алкоголь в свое время преследовало примерно те же цели, однако ни нравственность потребителя, ни качество водки от этого заметно не улучшились.

Легальные аудио- и видеопроизводители крайне скептически смотрят на попытки защитить их от пиратов при помощи новых «знаков качества»: как показывает практика, любые марки и знаки, как бы они ни назывались, легко и непринужденно оказываются в руках нелегалов. В результате стоимость легальной продукции возрастает (поскольку в нее приходится включать расходы на марки), а пираты продолжают подсчитывать прибыли (не остаются внакладе и чиновники, собирающие акцизно-марочные сборы).

Магазин ответит за все

Однако помимо традиционного элемента бессмысленности во всей этой затее присутствуют и некоторые новые подводные камни. Согласно постановлению вся ответственность за распространение и даже хранение контрафактной продукции после введения идентификационных знаков возлагается только на магазины. Отныне у обиженного автора или обманутого пиратами правообладателя появляется предельно простой способ сатисфакции - прижать уличенный в торговле сомнительным товаром магазин, и дело с концом. Заметим, что наличие идентификационной марки на кассете или диске вовсе не является свидетельством соблюдения всех авторских прав; это говорит лишь о том, что производитель «обклеенной» кассеты нашел средства для того, чтобы приобрести заветный знак, и не более того.

Руководителям магазинов есть чего опасаться: цепочка нарушений авторских прав со стороны государства, организаций и частных лиц настолько запутана, что в ней не могут разобраться даже уполномоченные на то организации (типа Российского авторского общества) - что уж говорить о скромных работниках торговли. Однако именно последние в новой ситуации могут оказаться виноватыми. Как утверждает директор магазина «Мелодия» на Новом Арбате Ольга Бочарова, «если хорошо поискать в магазине контрафактную продукцию, то она там обязательно найдется. Мы просто можем не знать о том, что фирма-производитель не расплатилась с тем или иным автором; при этом диск, выпущенный вроде бы абсолютно легальным образом, нужно изымать из продажи». В постановлении, кстати, четко оговаривается: идентификационные знаки не могут наклеиваться на произведения, в отношении которых имеют место споры о правообладании. Если же знаки, не дай Бог, все-таки оказались на спорных дисках, виноватым будет опять же магазин. Добавим на всякий случай: мера ответственности за «хранение и распространение» - это не только штрафы, но и отбор лицензии.

Масштабы трудностей, с которыми в самое ближайшее время может столкнуться система торговли, поражают. Не секрет, что кассетами и компакт-дисками торгует сейчас практически любой крупный магазин - хотя бы в качестве сопутствующих товаров. А теперь представьте себе: в весенне-летний период администрациям магазинов придется перелопатить свои товарные запасы и передать всю имеющуюся в наличии аудио- и видеопродукцию чужому дяде, который сидит на посту и клеит марки. Через неопределенное время дядя вернет товарный запас обратно, и можно себе представить, как этот товар будет выглядеть - один из пунктов постановления гласит: «Знак размещается на непременно повреждаемой при вскрытии упаковке». Что будет находиться внутри «непременно поврежденной упаковки»? Дядя с поста за это никакой ответственности не несет.

Закон – что дышло

Создается впечатление, что правительство Москвы решило одним махом разрубить гордиев узел аудио- и видеопиратства. Причем не за счет пиратов - их способность договариваться с контролирующими органами общеизвестна (получают же производители левых компакт-дисков лицензии от Российского авторского общества и в ус не дуют). Как говорит президент гильдии «Русь торговая» Вадим Шишов, «проще всего найти крайнего и свалить на него все проблемы. Назначить крайними директоров магазинов, а не чиновников или тех же пиратов - это самый легкий путь». Причем по большому счету постановление делает торговые точки крайними не только во внутрироссийских разборках правообладателей, но и в международных правоотношениях - к примеру, компания BMG может прищучить магазин, торгующий диском Мурата Насырова с песней «Мальчик хочет в Тамбов» (законность ее исполнения на русском языке вызывает определенные сомнения).

Впрочем, новый порядок торговли аудио- и видеопродукцией может порушиться при первом же столкновении с реальностью: дело в том, что в постановлении об идентификационных знаках оказалось слишком много юридических несообразностей. Хотя привлечь магазин к ответственности за торговлю контрафактной продукцией несложно, но, как рассказала директор новоарбатской «Мелодии» Ольга Бочарова, «согласно закону об авторских правах сначала нужно доказать, что эта продукция контрафактная, а для этого необходимо найти ее изготовителя (ищи ветра в поле. - Прим. «Ко») и привлечь к ответственности за ее изготовление». Во-вторых, создание постов, собирающих дань за маркировку дисков и кассет, в каком-то смысле само по себе незаконно. Все тот же закон об авторских правах четко определяет: выдавать лицензии на распространение аудио- и видеопродукции могут только некоммерческие (sic!) организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Как заметил один из крупнейших специалистов по авторскому праву, председатель совета директоров агентства «ИПАКО» Андрей Красильников, «даже высокооплачиваемые юристы московского правительства явно не осведомлены о полномочиях этих организаций».

Одним словом, московские магазины в самом крайнем случае смогут защитить свои права - но только в зале суда. Вот только бодаться в судебных инстанциях им придется с московским правительством, а также с вновь создаваемым «Мосинформконтролем», который уже наверняка просчитал будущие объемы поступлений от продажи идентификационных знаков.