Знай свое место
Претензии проверяющих инстанций к игрокам с импортными владельцами позволяют не исключить их уход с рынка. Тем более что к McDonald’s , в связи с которым фигурирует более 100 исков, связанных с Роспотребнадзором, прибавились французский «Ашан» и Burger King из США.
Кстати, о том, что проверка «Ашана» связана с поручением вице-премьера Аркадия Дворковича, заявлял глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, а о том, что проверки McDonald’s были инициированы правительством, рассказали на днях «Ведомости». Похоже, сеть закусочных Wendy’s была не так уж и не права, покинув отечественный рынок прошлой весной.
Проверки в итоге прошли в 16 московских магазинах ритейлера «Ашан» (из 86 в России) и в 78 ресторанах Burger King. Разброс претензий к компаниям, как оказалось, весьма велик – от грязных рук персонала и отсутствия медкнижек до неправильного хранения продуктов и болезнетворных бактерий в них. К тому же, в свином фарше из «Ашана» обнаружилось ДНК конины, работники Burger King не соблюдали Закон о курении, а в McDonald’s не были честны с калориями. Как ни вспомнить ситуацию с импортом цветов из Голландии, где нашли калифорнийский трипс, из-за чего целые партии на границе идут «под нож».
Ритейлеров, впрочем, пока лишь штрафуют, хотя суммы и впечатляют. «Ашану» по итогам проверок выставили счет на 25 млн руб., Burger King – на 15,4 млн руб.
«Если вспомнить недавние случаи, когда Роспотребнадзор штрафовал крупные торговые или ресторанные сети, подобные суммы в памяти не всплывают, – говорит генеральный директор компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев. – В 2013 г. сеть «Дикси» была оштрафована на сумму около 3 млн руб. Нарушения санитарных норм были обнаружены Роспотребнадзором в Metro Cash & Carry, размер штрафов едва перевалил за 2 млн руб.».
С другой стороны, вряд ли штрафы окажутся неподъемными – «Ашан», например, в прошлом году показал 11,9 млрд руб. чистой прибыли. К тому же, работа торговых точек у компаний не прекращалась, а значит, прямых убытков нет и можно работать дальше. Тем более что решения о штрафах могут быть оспорены, да и заменить провинившихся игроков, пусть и иностранных, некем. По крайней мере, пока. А «Бургер Рус» – российская компания, основная доля ее капитала контролируется владельцем «Шоколадницы» Александром Колобовым, а в 2012 г. в развитие сети инвестировал ВТБ.
Нина Мозер, эксперт Центра научной политической мысли идеологии<
"Бывают ситуации, при которых лучше делать ставку на стабильность, чем на большие прибыли. И, несмотря на штрафы и имиджевые риски, крупный продовольственный ритейлер намерен сохранить устойчивую долю на рынке. В прошлом году, когда начался кризис, с продовольственного рынка массово "вылетели" мелкие и средние его игроки, особенно в регионах, а крупные сети группы «Дикси», «Магнит», «X5 Retail Group», «Ашан», «Лента», «Билла» и прочие наоборот стали «укрупняться», увеличивая площади. Многие увеличили в ассортименте объём товаров под собственными торговыми недорогими марками, которые дают им бо́льшую маржу, чем чужие, более дорогие бренды на полке. У «X5 Retail Group» это — «Красная цена», у «Дикси» — «Д», у «Билла» — «Clever», а в «Ашане» — «Наша Семья» и «Каждый день» (французский бренд выпускает более 2 тыс. товаров под 32 марками собственного производства).
Эти процессы сопровождались систематическими проверками со стороны контролирующих ведомств — внезапными и плановыми. Ретировались перед их мощью — единицы, остальные шли в суд, а затем инцидент исчерпывался. Крупные сети предпочитают судиться, так как мягкое поведение может обернуться тем, что контролирующие ведомства могут просто «завалить» их штрафами. А это грозит репутационными рисками и финансовыми тратами. В современных условиях более опасны внеплановые проверки со стороны контролирующих отраслевых ведомств. К примеру, Роспотребнадзор ещё в прошлом году получил право на такие. Озвученная публичная задача проста — обнаружить на полке санкционный товар. И такой товар находился, это не секрет.
В случае со столичным «Ашаном» — не всё так плохо. Ритейлер знал о плановой проверке ещё с прошлого года. Во-вторых, по сравнению с ежегодной миллиардной выручкой и чистой прибылью сумма штрафа — не так значительна, тем более, что во время проверок сеть не закрывалась. К тому же, «Ашан» принимает ведомственных контролёров ни один раз в год. Проверки в гипермаркете проводятся регулярно в соответствии с требованиями российского законодательства по части качества и безопасности, санитарно-эпидемиологического контроля и прочих обязательных санитарных требований в сегменте предприятий торговли".
Михаил Красильников, эксперт "Правовой Сервис 48Prav.ru":
"Административное законодательство в последнее время шло по пути ужесточения ответственности для хозяйствующих субъектов в отдельных видах правонарушений. Стоит обратить внимание на тенденцию, когда контролирующие органы при назначении наказания, останавливаются на максимальном, хотя по всем формальным основаниям назначить менее строгое.
Что касается так называемого "сигнала" для иностранного бизнеса, есть убеждение, что строгое соблюдение закона предпринимателями позволит им не обращать внимание на различные тенденции и в случае необходимости защитить свои права. Все-таки представляется, что Россия, несмотря на различные трудности, остается привлекательным рынком для иностранных инвесторов".