Золото не выходит из моды: в Таджикистане будут бороться с долларом при помощи драгметаллов
В Таджикистане ввели в обращение золотые слитки и серебряные монеты. Национальный банк республики назвал это способом избежать долларизации. Как Таджикистан и другие страны СНГ стремятся снизить зависимость от американской валюты — в материале «Компании».
Теперь в республике будут продаваться слитки весом 5, 10, 20, 50 и 100 граммов, их смогут приобрести как физические, так и юридические лица за местную валюту, пишет «Sputnik Таджикистан».
«Сделано это было для регулирования наличных денег в рыночных операциях и предотвращения долларизации», — отметил представитель Национального банка страны Навруз Алиев. Он добавил, что золотые слитки и серебряные монеты отчеканены по международным стандартам и «не имеют никаких ограничений на приобретение».
Вражеский доллар
Власти Таджикистана уже давно ведут борьбу с долларом. Еще в 2015 году Национальный банк страны запретил прямую продажу валюты населению и приказал закрыть все местные обменники. Такое решение было принято в целях обеспечения стабильности курса национальной валюты и устойчивости валютного рынка.
Перед этим курс сомони показал значительное падение к доллару. С начала 2015 года и до середины апреля он снизился на 15%. Тогда девальвацию нацвалюты заместитель председателя Национального банка Джамшед Юсуфиен объяснил сложной политической обстановкой в регионе и последствиями санкций против России.
Похожая ситуация произошла в 2023 году, когда на фоне беспрецедентных антироссийских санкций сомони снова начал падать. Нацвалюта Таджикистана оказалась одной из самых пострадавших от обвала рубля среди стран СНГ. В декабре прошлого года ее курс составил 10 950 сомони за доллар, падение за год — 7%.
Сомони критически зависит от рубля, поскольку Россия остается основным экономическим партнером Таджикистана. По итогам трех кварталов 2023 года объем товарооборота между странами составил более 1,2 млрд долларов. При этом около 1,1 млрд долларов приходится на импорт товаров из РФ в Таджикистан.
Золото пошло в народ
К драгоценному металлу приковано внимание не только властей Таджикистана. В мае 2023 года российский Гознак объявил о начале продажи золотых мерных слитков физическим лицам. Закон, позволяющий это сделать, а также отменяющий НДС при покупке золотых слитков у аффинажных заводов, президент Владимир Путин одобрил в конце 2022 года.
Автор инициативы депутат от ЕР Владислав Резник в пояснительной записке к законопроекту отмечал, что она должна способствовать дедолларизации экономики.
Предполагалось, что одобрение закона и отмена НДС (20%) будут стимулировать инвестиции граждан в драгметалл. Так и произошло: если в 2021-м россияне скупили всего около 5–7 тонн золота, то уже в 2022-м инвестиции в драгметалл увеличились в 15 раз.
В феврале заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев отчитался о том, что по итогам 2023-го россияне закупили 95 тонн золота. Это на пять тонн меньше показателя за предыдущий год, но все еще существенно выше, чем в прошлом. Чиновник при этом отметил, что спрос на драгметалл остается высоким и даже наблюдается дефицит золотых слитков розничного размера.
На 13 февраля 1 грамм золота стоит 5925 рублей, следует из расчетов ЦБ. В Сбербанке один такой слиток продается по цене 6991, в Россельхозбанке — 6830 рублей.
Глобальная дедолларизация
Экономики стран СНГ, в том числе участников Евразийского банка развития, характеризовались высоким уровнем долларизации многие годы, но после 2010-го государства стали снижать зависимость от доллара. Ускорился этот процесс в 2022–2023 годах.
В частности, страны стали переходить на расчеты в собственных валютах и валютах дружественных стран. Альтернативой доллару становятся юань и рупий. Так, в прошлом году китайская валюта уже опередила американскую по объему на счетах в российских банках. А в ближайшем будущем Минфин предрекает полный уход РФ от расчетов в долларах.
Тренд на дедолларизацию фиксируется и за пределами СНГ. Во втором квартале 2023 года доля мировых валютных резервов, размещенных в долларах, составила всего 58,9%. Это минимальное значение за 25 лет. При этом аналитики пока отмечают мало признаков быстрого ухода от доллара.