Золото рыб
В 1996 году, когда Альберт Субботин только начинал изготовлять аквариумы на заказ, в телефонном справочнике Москвы числилось лишь три фирмы соответствующего профиля. Сейчас этим занимаются десятки компаний, но поскольку Субботин изначально делал ставку на дизайнерские проекты, то в перспективах своего бизнеса он не сомневается.
Субботину 36 лет. Как можно догадаться, в детстве он держал рыбок. Окончив политехнический институт в родном Челябинске, Альберт переехал в Екатеринбург, где помогал создавать всесоюзную компьютерную сеть – предшественницу Интернета. Когда же появился Интернет настоящий, и разработки советских программистов утратили актуальность, Субботин задумался о собственном деле.
Чем именно он будет заниматься, Альберт понял после покупки аквариума. Он заказал его у специализированной компании, но качеством работы остался недоволен и решил, что сам сделает лучше. «Сначала мы были обычной аквариумной фирмой, хотя при этом всегда уделяли внимание дизайну аквариума, – жена Татьяна закончила архитектурный институт. А в 1996 году, приехав в Москву, мы целенаправленно занялись созданием биосистем с учетом эргономики помещения. Инженерное образование помогает решать сложные технические задачи», - говорит Субботин. Альберт понимал, что просто так московские клиенты к нему не пойдут, и договорился о сотрудничестве с одним из модельных агентств. В их офисе на Остоженке фирма Субботина «Аквадизайн» установила красивые аквариумы, за что получила часть помещения, а заодно - возможность привлечь внимание любителей красоты к своей продукции.
Первый частный заказ поступил, как ни странно, из Вологды – по рекомендации знакомой ландшафтно-архитектурной группы. В 1997 году фирма Субботина оформила холл ведомственного пансионата «Бор» - Управлению делами президента захотелось установить там бассейн с фонтаном. За пару лет «Аквадизайн» без особых вложений стал заметным игроком на рынке. Для компании «Арктика», торгующей климатическим оборудованием, фирма Субботина изготовила аквариум, чей декор напоминает торосы, а подсветка имитирует полярное сияние. В одной из столичных стоматологических клиник стоит аквариум, имеющий сходство с полостью рта – это тоже работа «Авкадизайна». По цене дизайнерские аквариумы не сильно отличаются от обыкновенных прямоугольных, где каждый литр емкости стоит $1 - 2. Рентабельность та же – 30-40%. Но заниматься эксклюзивными проектами, по словам Субботина, приятнее. Оборот его маленькой фирмы, по оценкам экспертов, составляет $70 000 - $100 000 в год. Как признается сам предприниматель, после 1998 года корпоративных заказов стало меньше, и теперь 70% работы ему обеспечивают владельцы частных домов.
В прошлом году Субботин участвовал в самом грандиозном своем проекте - оформил зоомагазин «Живой мир» на Волгоградском проспекте в Москве. В трехсотметровом салоне «Аквадизайн» создал биосистемы для нескольких видов животных: от карликовых обезьян и хамелеонов до какаду и гигантских тропических насекомых. А под потолком в стеклянном кольце диаметром четыре метра плавала акула. Вход в салон-зоопарк стоил 100 руб., но, несмотря на это, народ шел, смотрел и покупал животных, заказывая у Субботина аквариумы. Правда, опыт поточной работы владельцу «Аквадизайна» не очень понравился. По словам Субботина, он прочувствовал, что ему интереснее иметь дело с индивидуальными заказами: «Если бы я хотел заработать денег, то стал бы торговать колбасой». К тому же партнеры Субботина по салону закрыли «Живой мир» спустя полгода.
Сейчас «Аквадизайн» оформляет свой новый офис. В фирме работают десять человек. Шестеро из них заняты в мастерской, арендуемой за пределами МКАД. Набор услуг, которые предлагают все аквариумные фирмы, примерно одинаков: сам аквариум, «наполнение» его рыбами, обслуживание. Еженедельный визит специалиста по уходу за пресноводным аквариумом обходится клиенту в $80 - 120 в месяц, уход за морским аквариумом стоит дороже – от $200. «Мы берем рыб на лечение, поддерживаем и развиваем коллекцию, - говорит Альберт. - От остальных аквариумных фирм отличаемся наличием собственного архитектора и дизайнерским подходом».
Впрочем, обычно архитектор аквариумной фирме не нужен: изготовители стеклянных емкостей для рыб чаще работают по подрядам. «Дизайнеры делают проект, мы его воплощаем в жизнь. Когда речь идет о большом аквариуме, ни один строитель или архитектор близко к этой теме не подойдет – заказывают специализированным компаниям», - говорит Андрей Коновалов, ведущий специалист фирмы «Аквариум-Терра», работающей на рынке четыре года.
Действительно, из пяти фирм, занимающихся интерьером и ландшафтным проектированием, куда позвонил корреспондент «Ко», решения с аквариумами используют лишь в одной. «Эксклюзивные аквариумы со сложным дизайном и проработкой пространства вокруг него заказывают не часто – три-четыре раза в год. Последний раз нестандартный аквариум на 650 л обошелся клиенту в сумму порядка $1500», - отмечает Сергей Карманов, руководитель проектной группы дизайн-студии DeViz.
Субботин же на отсутствие заказов не жалуется. «Круг архитекторов, которые с нами работают, стабилен. Тема эта модная – сейчас иметь в доме красивый аквариум считается признаком хорошего тона. Потока клиентов у нас нет, но мы к этому и не стремимся», - говорит Субботин. Им с Татьяной нравится самим сидеть над проектной доской и производить расчеты. При большом количестве заказов они перестают получать от бизнеса удовольствие.