Top.Mail.Ru
мнения

Золотой век «цифры»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Бум онлайна, который пережил мир в 2020 году, вышел на плато. Дальнейшие прогнозы относительно цифровизации начали разниться: пока одни предсказывают рекордные темпы роста онлайна, другие говорят о цифровой усталости и утверждают, что скоро мир вернется к прежней жизни. Каким из этих оценок можно верить и что ждет онлайн-сервисы после пандемии, в колонке для журнала «Компания» рассуждает основатель и CEO Webinar Group Александр Альперн.

Ковидные уроки

На фоне пандемии HolonIQ прошлым летом решила изменить оценки развития рынка образовательных технологий: по подсчетам аналитиков, индустрия EdTech к 2025 году вырастет до $404 млрд вместо ожидаемых ранее $342 млрд. Вместе с тем огромное число школьных и вузовских преподавателей крайне негативно оценили опыт удаленки и надеются больше никогда к нему не вернуться. Такое мнение выразили учителя не только в России: проблемы с дистанционным форматом возникли в школах по всему миру. Так, в Индии многим ученикам пришлось приостановить занятия из-за отсутствия техники или интернета дома — однако это не помешало этой стране стать одним из основных направлений для венчурных денег на EdTech-рынке.

Эти две на первый взгляд противоположные тенденции вовсе не противоречат друг другу: да, опыт дистанта был внезапным и стрессовым, образовательные системы почти во всех странах не были к нему готовы — так же, как сами школьники и их родители. Но одновременно пандемия наглядно продемонстрировала возможности онлайна и подсветила слабые места, требующие доработки.

Это произошло не только в образовании: подобная ситуация охватила бизнес, ритейл, медицину, event-индустрию. Разумеется, мир не может полностью уйти в виртуальную плоскость — во всяком случае, в обозримом будущем: всем нам в той или иной степени нужно живое общение. Но развитие цифровых технологий дало нам массу возможностей: сократить расходы на аренду, отправив часть штата на удаленку; закончить столичный вуз, не покидая родного города; удаленно посетить конференцию, которую не успеваешь посетить очно.

Это значит, что в ближайшем будущем нас ждет развитие гибридных форматов, объединяющих онлайн с офлайном. Так, многие представители бизнеса решили ввести в своих офисах гибкий график — такую модель активно тестируют Mail.ru Group, «ВКонтакте», Wildberries, QIWI, Ростелеком и Rambler. Многие мероприятия стали продавать два типа билетов: на очное участие и на доступ к прямому эфиру. Ритейл активно развивает e-commerce, а в образовательной среде развивается blended learning — смешанное обучение, когда элементы онлайна и офлайна сосуществуют в рамках одной программы.

Гибридный мир

В новом мире онлайн стал не столько заменой офлайна, сколько дополнительной возможностью. Так, после снятия ограничений на проведение мероприятий лекторий Level One не стал обратно заменять вебинары на живые лекции, поскольку появление дистанционных форматов помогло привлечь ту часть аудитории, которая отдает предпочтение «цифре». Таким образом, 60% нынешних пользователей платформы — это новые клиенты, за счет которых выручка компании увеличилась в два раза по сравнению с предыдущим годом.

Сохранила и приумножила онлайн-доставку такая традиционно офлайновая индустрия, как рестораны и кафе. Их клиенты «распробовали» заказ готовых блюд на дом и не стали отказываться от этого сервиса после открытия заведений. Поэтому многие точки общепита сохранили сотрудничество с сервисами доставки и сейчас активно развивают новый канал продаж.

Элементы онлайна пришли даже к тем компаниям, которые решили вернуть своих сотрудников в офисы: многие совещания теперь проводятся с помощью конференц-коллов. Это позволяет гораздо быстрее и проще организовать встречу: в этом случае подрядчику или клиенту необязательно приезжать в офис, а сотрудник может подключиться даже из другого города.

Виртуальные классы и автопанорамы

Разумеется, столь серьезный фокус на онлайне потребовал разработки новых сервисов и платформ. И поскольку спрос на онлайн уже никуда не исчезнет, по-прежнему высокой будет оставаться потребность в новых удобных инструментах для дистанционной работы, учебы, мероприятий и торговли.

Так, по нашим данным, бизнес и сотрудники переключаются на онлайн-формат лавинообразными темпами. Если в июле 2020 года на нашей платформе было проведено 1750 онлайн-встреч, то в декабре это число выросло почти на 780% (до 13 600 встреч). А за первый квартал 2021-го было проведено уже 167 тысяч вебинаров — это почти в два раза больше, чем за тот же период предыдущего года.

В разгар пандемии и ажиотажного спроса на решения для школ платформа «Учи.ру» объявила о запуске целого ряда сервисов, созданных специально в связи с переходом на дистанционку. Одним из них стал виртуальный класс, инструмент, с помощью которого учителя могут проводить онлайн-уроки в режиме видеотрансляции — не только беседовать и включать демонстрацию экрана, но также писать на виртуальной доске и проводить проверочные работы.

Свои решения для онлайна появились и в такой консервативной сфере, как здравоохранение. Так, платформа «Электронный рецепт» в экспериментальном режиме выпустила решение для выписки электронного рецепта в рамках дистанционного приема у врача. Также в качестве эксперимента компания разработала сервис, который позволяет удаленно валидировать выписки на рецептурные препараты. Это решение открывает возможность для дистанционной продажи таких лекарств — при условии, что появится соответствующее законодательное разрешение.

Конечно, не мог не измениться под влиянием пандемии и рынок онлайн-торговли. Например, на популярной площадке «Авто.ру» появилась функция 3D-панорам, которые «собираются» в самом приложении: владельцу достаточно обойти вокруг машины с телефоном в руке. Эта опция, помогающая покупателям рассмотреть товар во всех подробностях, стала еще одним шагом к массовизации онлайн-продаж автомобилей.

Новые возможности

Несмотря на аргументы противников онлайна, решения для удаленной работы, общения, учебы и бизнеса продолжают развиваться быстрыми темпами. Не случайно инвесторы столь активно вкладываются в цифровые продукты: если вернуться к образованию, венчурные инвестиции в EdTech только за первые три квартала превысили $8,3 млрд — больше, чем по итогам любого другого года. А к концу декабря эта сумма увеличилась вдвое — до $16 млрд. В свете этого утверждение, что опыт дистанта в образовательной среде провалился, выглядит достаточно спорным.

То же касается и дистанционной работы: хотя представители многих компаний заявляли, что продуктивность на удаленке падает, поэтому бизнес скоро вернется в офисы, все больше работодателей переходят на гибридный или полностью удаленный формат.

Безусловно, офлайн продолжает занимать основную часть нашей жизни: даже в «ковидный» год доля интернет-торговли в глобальном ритейле составила лишь 17,7%, а EdTech занял только 4,2% на мировом образовательном рынке. Всегда будут люди, которым необходима живая среда, будь то офис или учебная аудитория. Но важно, что онлайн дает возможность выбора в любом аспекте нашей жизни, помогая сделать ее намного комфортнее. И с развитием цифровых технологий эти возможности становятся все более широкими.