Top.Mail.Ru
архив

Золотые горы

Компания «Норильский никель», которая производит 96% отечественного никеля, 95% кобальта и 55% меди, создает глобальную мировую компанию. Менеджмент действует в соответствии с провозглашенной долгосрочной целью – увеличивать акционерную стоимость за счет диверсификации источников прибыли. 

Первым крупным приобретением «Норникеля» стало ЗАО «Полюс» – крупнейший российский производитель золота, разрабатывающий богатое Олимпиадненское месторождение в Красноярском крае с запасами драгоценного металла около 700 тонн. Это позволило «Норникелю», до сих пор занимавшему не соответствующее его возможностям скромное седьмое место в списке крупнейших золотопромышленных предприятий России, подняться на верхнюю строчку в этой табели о рангах.

«Норникель» не случайно решил заняться золотым бизнесом. Технология добычи этого металла давно отработана горнорудными подразделениями «Норникеля» – она очень похожа на методы, которые применяются на никелевых месторождениях компании. При этом работа с золотом в отличие от других драгоценных металлов сейчас может приносить действительно «золотую» прибыль. Политическая нестабильность в мире и продолжающийся спад на рынках США и ЕС заставили инвесторов обратить внимание на традиционные способы сбережения капитала, и цена на золото на мировом рынке достигла максимального за последние пять лет уровня.

Собственная минеральная база «Норильского никеля» не позволяет ему увеличивать объемы производства (в 2001 году компания добыла 4 тонны золота – 2,6% от общероссийского показателя). «Норникель» ведет добычу на Таймыре и на Кольском полуострове, однако большую часть золота добывает попутно при разработке медно-никелевых месторождений. Компания также владеет лицензией на добычу золота на одном из островов архипелага Северная Земля. Однако разведочные работы там не завершены, и за разработку находящихся в условиях вечной мерзлоты залежей старатели пока не берутся.

Исходя из этого, «Норильский никель» избрал самый простой способ выйти на новый для себя рынок, купив одну из наиболее успешных золотодобывающих компаний, которая обладает лицензией на разработку богатого месторождения с развитой инфраструктурой. Работающий с прибылью крупнейший российский производитель золота – ЗАО «Полюс» из Красноярского края - подходил норильчанам по всем параметрам. В 2001 году «Полюс» добыл 15,6 тонн золота (10,1% от общероссийского объема), получив $54,1 млн чистой прибыли. Переговоры с владельцем компании – нынешним президентом Адыгеи Хазретом Совменом начались летом 2002 года. По нашим сведениям, сначала Совмен запросил за 100% акций около $500 млн. Однако вскоре в Красноярском крае завершились выборы, и губернатором стал выходец из «Норникеля» Александр Хлопонин. Совмен, хорошо знающий, как местные администрации могут усложнить жизнь «нелюбимым» компаниям, умерил свои запросы. В итоге «Норильский никель» заплатил за «Полюс» около $220 млн.

Руководить ценным приобретением «Норникель» пригласил бывшего руководителя Гохрана Валерия Рудакова, который занял пост председателя совета директоров «Полюса». Ушедший летом этого года с чиновничьей работы специалист заявил, что основной сферой приложения его усилий станет «анализ новых возможностей приобретения золотых компаний в России». Расчеты компании показывают, что в этом году объем добычи золота «Полюсом» возрастет до 25 тонн, а доля «Норильского никеля» в общероссийском производстве золота достигнет 16 – 18%. Судя по словам Рудакова, на этом амбициозный «Норникель» не остановится.

Аналитик Альфа-банка Максим Матвеев считает, что в дальнейшем политика поглощений «Норильского никеля» будет определяться тремя факторами – «объемом резервов приобретаемой компании, наличием подходящих технологий для разработки ее месторождений, а также ценой и готовностью собственника заключить сделку». «Отрасль сейчас сильно фрагментирована, - отмечает Матвеев. – В ней работают много компаний, которые владеют лицензиями, однако пока не разрабатывают месторождения». По всей видимости, такие компании и будут наиболее интересны металлургическому гиганту. По крайней мере, заключает аналитик, из первой десятки крупнейших золотодобывающих компаний продаться «Норникелю» пока не желает никто.

Тем не менее в последнее время появились слухи, что «Норильский никель» ведет переговоры с руководством одного из «середнячков» – ОАО «Золоторудная компания «Майское», владеющим лицензией на разработку крупного чукотского месторождения Майское с запасами в 277 тонн. В «Норникеле» факт переговоров не подтвердили, однако опрошенные аналитики единодушны в том, что переговорный процесс весьма вероятен. Технология добычи золота на Майском достаточно сложна, и его владельцы не смогут самостоятельно привлечь средства для разработки месторождения. В то время как не стесненный в средствах «Норильский никель» имеет и технологии и деньги.

Есть у «Норникеля» и еще один способ расширить свое присутствие в золоторудной отрасли –участие в конкурсах Минприроды на получение новых лицензий. Наиболее привлекательным выглядит крупнейшее в России месторождение золота Сухой Лог в Иркутской области с запасами в 1100 – 1200 тонн. Аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов считает, что Минприроды должно определиться с условиями продажи лицензии уже в следующем году. «На мировом рынке золота сейчас наблюдается высокий спрос на этот металл как на средство резервирования. Однако, когда конфликт в Ираке завершится, позиции доллара могут сильно укрепиться, и откат цен на золото вполне реален. Так что государству нет смысла держать это месторождение особенно долго», – подытоживает Иванов. 

Сыны Палладия

«Норильский никель» является одним из крупнейших мировых производителей металлов платиновой группы. По данным экспертов компании, ее доля в мировом производстве палладия превышает 40%. Причем «Норникель» значительно опережает ближайшего конкурента – южноафриканскую Anglo Platinum с долей в 14%.

На рынке платины позиции «Норникеля» не столь сильны: 17% мирового производства и третье место в общем зачете. Однако мировой рынок платины растет уже в течение нескольких лет, тогда как на рынке палладия наблюдается спад. Согласно прогнозу компании Johnson Matthey, публикующей данные относительно объемов производства и продаж драгоценных металлов в мире, спрос мирового рынка на палладий в этом году снизится по сравнению с предыдущим годом на 28% и составит 4,88 млн унций. При этом, по экспертным оценкам, спрос на платину может вырасти почти на 3% – до 6,37 млн унций в год.

Заместитель гендиректора «Норильского никеля» Максим Финский говорит: «Россия потеряла позиции на рынке палладия из-за того, что у потребителей не было информации о том, сколько металла будет поставляться из нашей страны». Российское законодательство позволяет продавать палладий только по одноканальной схеме с участием государственного посредника – ГУП «Алмазювелирэкспорт». При этом точные данные о запасах палладия в России являются государственной тайной. Основные потребители этого металла – мировые автопроизводители, использующие палладий в качестве катализатора, из-за неустойчивости предложения не могли планировать свое производство. К тому же установленные российским монополистом заоблачные цены (в 2000 году стоимость унции палладия превышала $1000) заставили потребителей перейти на платину.

По словам Финского, Россия имеет большое преимущество перед другими производителями - уникальные палладиевые руды. «В ЮАР содержание платины в руде превышает содержание палладия вдвое. «Так что если южноафриканцы захотят потеснить Россию на рынке палладия, они столкнутся с проблемой – что делать с платиной», – говорит менеджер российской компании. У «Норникеля» все наоборот: по данным годового отчета компании за 2001 год, в общей структуре выручки продажи палладия составили 33%, а платины – 14%. Это преимущество, по мнению Максима Финского, нельзя упускать, для чего в первую очередь необходимо стабилизировать мировой рынок палладия и предоставлять ему требуемую информацию.

В середине декабря министр финансов Алексей Кудрин провел совещание, на котором одобрил предложение создать совместное предприятие «Норникеля» и «Алмазювелирэкспорта» для продажи всего российского палладия на мировом рынке. Стороны уже приступили к созданию СП, в котором производителю будет принадлежать 51%, а государству – 49%. «Норникель» в СП представляет его дочерняя внешнеторговая компания – британская Norimet. Государство выступит в лице Almaz USA – дочерней компании «Алмазювелирэкспорта», зарегистрированной в США. СП начнет поставлять палладий, принадлежащий «Норильскому никелю», Минфину, Гохрану и Центробанку. При этом объем экспорта и размеры квот для российских производителей будут определять специальный межведомственный координационный совет, в который войдут и представители «Норникеля».

По словам Финского, такая схема поддержки рынка хороша тем, что позволяет начать работу, не меняя действующее законодательство. В результате, полагает представитель «Норникеля», потребители получат всю нужную им рыночную информацию, интерес к палладию вновь возрастет, цены на него поднимутся до $300 – 400 за унцию, а сам металл утратит статус инвестиционного и будет рассматриваться исключительно как технический. 

Открытие Америки

Свое присутствие на мировом рынке «Норникель» усиливает и другими способами. В середине ноября «Норникель» заключил соглашение о покупке единственного производителя платиноидов в США – компании Stillwater Mining. Аналитики окрестили американский проект норильчан крупнейшей сделкой в истории российского металлургического рынка. За 51% акций этой компании «Норникель» заплатит $341 млн, из них $241 млн – палладием (876 000 унций, что позволит «Норильскому никелю» избавиться от пока невостребованных собственных запасов металла). Зарубежные специалисты в один голос сетовали на то, что цена Stillwater сейчас самая низкая за всю ее историю. И что если бы не кредиторы, которые требуют досрочного погашения кредита в $250 млн, полученного компанией для финансирования ввода в строй новой шахты, сделка не могла бы состояться. Российские же аналитики уверены, что поглощение значительно укрепит позиции «Норильского никеля» на мировом рынке, поскольку российская компания вместе с рудниками Stillwater получит все ее прямые контракты с производителями автомобилей. В соглашении содержится пункт, согласно которому через сбытовую сеть партнера «Норникель» будет продавать на емком американском рынке не менее 1 млн унций палладия ежегодно. Кроме того, правительство США потеряет возможность вводить заградительные пошлины против продукции из Норильска, подобные тем, от которых страдают российские поставщики стали. По расчетам экспертов, США потребляет до 39% мирового объема продаж палладия. При этом, по данным отчета «Норникеля» за прошлый год, в США компания поставила 34% проданного палладия.

Сделка уже была одобрена советами директоров обеих компаний. Теперь стороны должны получить добро от американской комиссии по ценным бумагам и биржам, антимонопольных органов США и акционеров Stillwater, а также от российского ЦБ, который должен выдать разрешение на вывоз капитала за рубеж. В «Норникеле» надеются пройти все согласования уже в начале 2003 года, а завершить сделку к середине года. В результате, как считают эксперты, после завершения поглощения Stillwater доля «Норникеля» на мировом рынке палладия вырастет до 45 – 47%. 

Тайны русского двора

Куратор российской промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней Алексей Кудрин в середине 2002 года заявил, что квоты на экспорт металлов платиновой группы скоро будут отменены, а данные о добыче, запасах и объемах продаж платиноидов рассекречены. По его мнению, разработка необходимых нормативных документов будет длиться около года. Тем не менее первые шаги в рассекречивании своих рудных запасов государство уже сделало. В ноябре текущего года гриф государственной тайны был снят с запасов крупнейших никелевых месторождений России – Октябрьского и Талнахского в Таймырском округе. По разным оценкам, их ресурсы составляют от 60% до 90% всех запасов никеля в стране.

Максим Финский из «Норникеля» считает, что «требование о взаимодействии непосредственного производителя с контрагентами, которое действует для членов ВТО, может в дальнейшем привести к исключению государственного спецэкспортера из торговой цепочки». Так что, возможно, через некоторое время компания сможет начать торговать металлами платиновой группы на мировом рынке самостоятельно и получит возможность размещать свои акции на фондовых рынках мира. Все это поможет «Норильскому никелю» реализовать свою долгосрочную цель – стать лидером мирового горнорудного бизнеса. По крайней мере, уже сейчас по стоимости произведенной продукции компания входит в тройку крупнейших мировых производителей цветных металлов.