Золотые слова
Глобальных торговых марок становится все больше. К такому выводу пришли специалисты американского маркетингового агентства ACNielsen, составившие рейтинг мировых торговых марок с оборотом более $1 млрд. Самые удачные брэнды удалось раскрутить производителям сигарет и безалкогольных напитков. «Ко» получил возможность первым ознакомиться с результатами исследования.
Специалисты ACNielsen отбирали торговые марки по трем критериям. Во-первых, объем продаж каждого брэнда в период с марта 2000 года по март 2001 года должен был быть не менее $1 млрд. Во-вторых, брэнды должны продаваться в четырех географических регионах – Америке, Азии, Европе и Африке. И наконец, доля продаж каждого брэнда за рубежом должна составлять минимум 5% от общего объема продаж. ACNielsen проанализировала продажи более 200 брэндов в 30 странах мира, покрывающих в общей сложности 90% мирового потребления.
Брэндов, отвечающих всем критериям, набралось всего 43. Их обладателей и того меньше – 23 компании. Большинство из них американские, только восемь находятся в Европе.
Среди компаний по количеству вошедших в рейтинг марок лидирует Pepsico (шесть брэндов). Второе-третье места разделили Philip Morris и Procter & Gamble – по пять марок у каждой. Следом идут Coca-Cola, Kimberly-Clark, Gillette и Mars – у каждой по два брэнда.
Список возглавляют брэнды-старожилы с вековой историей. Золотая медаль досталась безалкогольному напитку Coca-Cola, который разливается одноименной американской компанией. Год назад Coca-Cola пережила смену руководства. Совет директоров назначил на должность CEO Дугласа Дафта, который начал на новом посту с сокращения издержек, активов и персонала компании. Судя по тому, что его компания лидирует в рейтинге ACNielsen, Дафт с задачей справляется успешно.
На втором месте ковбой Marlboro, правами на которого владеет американская табачная компания Philip Morris. Полвека назад Marlboro были женскими сигаретами. В то время доля брэнда в общем объеме продаж табачных изделий в США составляла 0,1%. Компании удалось переломить ситуацию, изменив «ориентацию» сигарет на мужскую. Сегодня, по данным компании, этому брэнду принадлежит более 8% мировых продаж.
В каждом регионе расклад сил между марками в целом отражает мировую картину: лидируют Coca-Cola и Marlboro. 24 брэнда доминируют на рынке Северной Америке, 16 – на рынке EMEA (который объединяет 20 стран Европы, Ближнего Востока и Африки). Gillette, Pedigree и Always одинаково хорошо продаются на всех континентах.
Отобранные ACNielsen торговые марки заработали в общей сложности $125 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 1999 – 2000 годов их общий объем продаж увеличился менее чем на 10%, но восемь марок удвоили свои обороты.
«Некоторые брэнды можно действительно назвать глобальными, – говорит Рамон ван дер Строом, директор российского представительства ACNielsen. – Дальше всего в этом отношении продвинулись производители безалкогольных напитков и сигарет. За редким исключением, лидирующие торговые марки неплохо представлены и в России, чего нельзя было сказать еще несколько лет назад».
Исследование брэндов-миллиардеров – первый проект ACNielsen столь крупного масштаба. Теперь компания будет отслеживать расклад сил среди лидеров мирового рынка ежеквартально.
Мировые брэнды-миллиардеры
Торговые марки с оборотом более $1 млрд
Брэнд |
Сегмент |
Общий объем продаж за 12 месяцев с марта 2000 года, $ млрд |
Объем продаж за 12 месяцев с марта 2000 года в странах EMEA, $ млрд |
Coca-Cola (30) |
Газированные напитки
|
более 15 |
5 |
Coca-Cola | |||
Diet Coke | |||
Coca-Cola Light | |||
Marlboro (25) |
Табачные изделия
| ||
Marlboro | |||
Marlboro Lights | |||
|
| ||
Total Pepsi (30) |
Газированные напитки |
5– 15 |
1 – 5 |
Pepsi | |||
Diet Pepsi | |||
Pepsi Light | |||
Budweiser (25) |
Пиво |
3–5 |
0,5 – 1 |
Campbell’s (21) |
Супы |
до 500 млн | |
Kellogg’s (27) |
Хлопья/Сухие завтраки |
1 – 5 | |
Pampers (27) |
Подгузники |
1 – 5 | |
Benson&Hedges (21) |
Табачные изделия |
2 – 3 |
1 – 5 |
Camel (24) |
Табачные изделия |
1 – 5 | |
Danone (25) |
Йогурт |
1 – 5 | |
Fanta (29) |
Газированные напитки |
1 – 5 | |
Friskies (24) |
Корма для животных |
0,5 – 1 | |
Gillette (29) |
Лезвия и бритвы |
1 – 5 | |
Huggies (25) |
Подгузники |
0,5 – 1 | |
Nescafe (29) |
Кофе |
1 – 5 | |
Sprite (30) |
Газированные напитки |
0,5 – 1 | |
Tide (11) |
Хозтовары |
до 500 млн | |
Tropicana (17) |
Напитки |
до 500 млн | |
Wrigley’s (27) |
Жевательные резинки |
1 – 5 | |
Colgate (29) |
Зубная паста |
1,5 – 2 |
0,5 – 1 |
Duracell (28) |
Батарейки |
до 500 млн | |
Heineken (26) |
Пиво |
1 – 5 | |
Kodak (13) |
Фотопленка |
до 500 млн | |
L&M (18) |
Табачные изделия |
1 – 5 | |
Lay’s (22) |
Чипсы и закуски |
до 500 млн | |
Pedigree (25) |
Корм для животных |
0,5 – 1 | |
Always (22) |
Предметы гигиены |
1 -- 1,5 |
до 500 млн |
Doritos (20) |
Чипсы и закуски |
до 500 млн | |
Energizer (28) |
Батарейки |
до 500 млн | |
Gatorade (22) |
Спортивные напитки |
до $500 млн | |
Guinness (23) |
Пиво |
1 – 5 | |
Kinder (28) |
Шоколад |
0,5 – 1 | |
Kleenex (26) |
Салфетки для лица |
до 500 млн | |
L’Oreal (27) |
Краска для волос |
0,5 – 1 | |
Maxwell House (19) |
Кофе |
до 500 млн | |
Minute Maid (16) |
Соки |
до 500 млн | |
Nivea (29) |
Средства по уходу за кожей |
0,5 – 1 | |
Pantene (30) |
Шампунь/кондиционер |
до 500 млн | |
Philadelphia (25) |
Сыр |
до 500 млн | |
Pringles (30) |
Чипсы и закуски |
до 500 млн | |
Seven-Up/7-Up (30) |
Газированные напитки |
0,5 – 1 | |
Tylenol (9) |
Лекарственные средства |
до 500 млн | |
Whiskas (24) |
Корм для животных |
0,5 – 1 |
Прим: Брэнды в группах по объему продаж перечислены в алфавитном порядке
ИСТОЧНИК: ACNielsen