Золотые жилы Казахстана
В конце 2020 года СМИ узнали, что «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) готовится выйти на казахстанский рынок. В «нулевых» годах компания уже выходила на этот рынок, но затем покинула его из-за проблем с кредитными ресурсами. Теперь же, после 13-летнего отсутствия гиганта, местные бизнесмены откровенно признаются, что боятся не выдержать конкуренции с X5. При этом интерес российских предпринимателей к Казахстану наблюдается не только в ретейле, а почти по всех отраслях экономики.
Ушел, но обещал вернуться
Новость о возможном приходе «Пятерочки» повергла в шок казахстанских игроков отрасли. В частности, глава казахстанской торговой сети Magnum Азамат Оспанов пояснил, что возможности местных игроков уступают российским.
«Казахстанские сети обязаны предоставлять не менее 30 % торговых площадей местным производителям. Российские же могут эту норму свободно обойти. Ведь у них у всех налажено свое производство в России. Им достаточно открыть филиалы, и они могут локализовать свое производство у нас. Но эта локализация будет условной. Сомневаюсь, что поддержка местных производителей с приходом российской сети усилится», — отметил он.
По словам Оспанова, X5 Retail Group или «Магниту» при выходе на рынок Казахстана даже не нужно будет строить новые склады, поскольку у них уже есть распределительные центры вдоль границы. Их окупаемая зона достигает 500 км. Сети смогут покрыть запад, север и восток страны, открыв до тысячи магазинов всего за один-два года.
В самой X5 Retail Group планы о выходе на казахстанский рынок не подтвердили, но и не опровергли, отметив, что сейчас в центре внимания компании — регионы Сибирского ФО, а «перспективы остальных территорий пока детально не оценивались». Однако председатель казахстанского Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин заявил, что лично разговаривал с гендиректором «Пятерочки», который рассказал ему о планах открыть «920 магазинов за несколько лет».
«Причем большие оптово-логистические склады [сеть] планируют поставить на территории России. Соответственно, наши оптово-распределительные центры, которые министерство торговли сейчас собирается делать, окажутся под угрозой, потому что товарные потоки изменятся», — подчеркнул Жумангарин.
Отметим, что X5 Retail Group уже работала на казахстанском рынке с 2004 по 2007 год. В 2007-м договор с франчайзи был расторгнут и был проведен ребрендинг казахстанской сети (к тому времени она разрослась до 33 точек) в сеть супермаркетов «7’Я». Президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков отметил, что при первой экспансии «Пятерочки» через франчайзинг были допущены системные ошибки, которые компания наверняка учтет.
«Ряд российских сетевых маркетов выходят на IPO, им нужно расти, поэтому наш рынок им подходит. Надо признать, что мы отстаем по темпам развития сетевых маркетов. И крупный игрок может вытеснить наших местных операторов», — подчеркнул Кисиков.
Интерес российского бизнеса к Казахстану понятен. По населению (18 млн человек) страна примерно соответствует российскому федеральному округу, а по ВВП на душу населения страны практически идентичны (28 тыс. долларов у РФ и 27 тыс. долларов в РК, по данным МВФ за 2019 год). Большая часть населения хорошо владеет русским языком, популярность российских телеканалов незначительно уступает местным. Наконец, страны связывает общее таможенное и экономическое пространство. Неудивительно, что российские бизнесмены активно продвигаются на местном рынке.
От продуктов до банков
Проникновение российского бизнеса происходит в стране повсеместно. Помимо российских нефтяников («Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Новатэк»), в Казахстане работают металлурги (Evraz, НЛМК, «Норильский никель»). «Билайн» — один из двух крупнейших сотовых операторов Казахстана. Основатель сети «Эльдорадо» Игорь Яковлев в 2010 году купил 51 % акций крупной казахстанской сети Sulpak. «Газпромнефть» входит в топ-5 сетей АЗС в стране. В сентябре 2018-го «Трансмашхолдинг» купил у КТЖ почти 100 % производителя пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго». Всего же из 7 тыс. зарубежных фирм, работающих на казахстанском рынке, 5 тыс. — российские. Из них, по данным Минэкономразвития РФ, более 30 компаний относятся к крупным.
Особое внимание россиян привлекает банковский рынок. Неудивительно — ведь им интересуются даже мировые инвесторы: по итогам размещения не самого крупного местного банка Kaspi в Лондоне его капитализация ($6,5 млрд) оказалась выше, чем «Тинькофф Банка» (с которым Kaspi часто сравнивают по уровню технологий) — в ходе подготовки сделки с «Яндексом» российский банк оценивали в $5,5 млрд. Однако россиянам тоже есть чем похвастаться. «Дочка» Сбера АО ДБ «Сбербанк» занимает третье место по активам на казахстанском рынке. В сегменте малого бизнеса лидирующие позиции занял «Альфа-Банк». Также на рынке представлены банк «ВТБ» с филиальной сетью и «Газпромбанк» с представительством.
Среди других чемпионов-экспатов можно отменить петербургскую обувную сеть Respect. В России она входит в топ-10 обувных сетей, 250 магазинов позволяют ей быть на 6-7-м местах в отрасли. В Казахстане 49 точек в 15 городах страны обеспечили сети первое место по охвату.
Как Казахстан озолотил начинающего брокера
Есть пример, когда Казахстан превратил начинающего российского бизнесмена в транснационального миллиардера. В 2013 году на тот момент 24-летний московский брокер Тимур Турлов понял, что на высококонкурентном российском рынке пробиться сложно. Тогда он купил казахскую компанию с брокерской лицензией (Seven Rivers Capital, затем известная как «Фридом Финанс»), а затем выкупил еще одну — «Асыл Инвест». Как и Respect, Турлов сделал ставку на зарубежный продукт: предложил розничным инвесторам покупать бумаги американских компаний. В итоге если в России компания закрепилась на восьмом месте по количеству клиентов, то в Казахстане фирма стала номером один еще по целому ряду позиций: лидером в рейтингах Казахстанской фондовой биржи по активности в сегментах «долевые ценные бумаги» и «долговые ценные бумаги». Две из трех сделок на казахском фондовом рынке проходят через «Фридом Финанс».
Формально головной офис Freedom Holding Corp зарегистрирован в Неваде (США), однако руководство не скрывает, что Казахстан стал для них реальным центром бизнеса. На официальном сайте в разделе «Контакты» указан офис в одном из самых престижных бизнес-центров Алма-Аты. Теперь приказы московской инвесткомпании и банку Freedom Finance отдаются непосредственно из Казахстана, и не только московским: компания также открыла «дочки» в Узбекистане, на Украине и на Кипре. В 2019 году холдинг прошел листинг на NASDAQ — это был первый случай листинга среди инвесткомпаний из СНГ.
Сам Турлов из малоизвестного московского финансиста превратился в казахского долларового миллиардера. По итогам 2020 года он вошел в рейтинг самых влиятельных бизнесменов Казахстана, заняв 15-е место из 50. Теперь предприниматель хочет повторить тот же трюк, что принес ему успех на казахстанском рынке, в Америке — Freedom Holding Corp. уже объявила, что купит американского брокера.
«АвтоВАЗ» по-азиатски
Несмотря на размах бизнеса, бренд инвесткомпании Турлова мало известен широкой публике. Этого не скажешь о компании «АвтоВАЗ» и об автомобилях «Лада». Из года в год они возглавляют хит-парад продаж в Казахстане. Дилер авто — крупнейший казахстанский автотрейдер «Бипэк Авто», а собираются они преимущественно на крупнейшем автосборочном предприятии страны «Азия Авто». Основано оно было в 1992 году. Взлет компании начался в 2008 году, когда «АвтоВАЗ» купил 25 % казахстанского автосборщика. Помимо российского бренда, «Азия Авто» выпускает Škoda, KIA, УАЗ, ранее выпускала модели Chevrolet. Тольяттинцы и их партнер, основной акционер компании Анатолий Балушкин, делают ставку на бюджетные модели и госзакупки — это позволяет им оставаться лидерами рынка. Более того, Балушкин тоже пошел завоевывать рынок России. В 2017-м году «Азия Авто» стала крупнейшим дилером «АвтоВАЗа» в РФ.
Бизнес тольяттинцев в Казахстане — отнюдь не путь, усыпанный розами. 12 лет назад они планировали производить ежегодно от 60 до 120 тыс. автомобилей на казахстанской площадке. По факту за 2019 год завод выпустил всего 21,2 тыс. машин, из них «Лада» — 15 тыс. Осенью 2020 года конвейер «Азия Авто» и вовсе остановился — власти обвинили компанию в срыве обязательств по строительству новых сборочных мощностей и пригрозили разрывом соглашения о промышленной сборке и судебными разбирательствами. Однако в самой компании эти претензии считают необоснованными — напротив, говорят о том, что власти не выполнили своих обязательств по предоставлению льгот, а новые мощности обещают достроить.
Пока сложно сказать, чем закончится спор «дочки» «АвтоВАЗа» и властей Казахстана, но очевидно, что такие трудности не пугают российский бизнес — никаких заявлений об уходе с казахстанского рынка автоконцерн не делал. Более того, даже те, кому пришлось уйти с него, пытаются вернуться. Рынок соседней страны выглядит столь привлекательно, что побуждает вернуться на него даже после 13-летнего отсутствия, как это планирует сделать «Пятерочка». А значит, возвращаться в Казахстан есть за чем.