Зубы троянского коня

22.02.200000:00

Корпорация "Бизнес-Регион" собралась изменить структуру российского компьютерного рынка. Появление нового игрока может создать множество проблем для небольших компаний. Впрочем, по мнению экспертов, свободного места на рынке для нового оператора нет.

Корпорация "Бизнес-Регион" была создана в 1995 году с уставным капиталом 1,6 млн руб. Ее учредителями выступили ряд физических лиц. С момента своего основания корпорация сотрудничала с машиностроительными предприятиями и занималась разработкой для них вексельных программ. В 1997 -1998 годах "Бизнес-Регион" осуществляла программу финансового оздоровления региона Чувашии. Затем финансировала поставки промышленного оборудования и техники предприятиям нефтегазового сектора, в том числе относящимся к системе "Газпрома".

В 1999 году "Бизнес-Регион" слилась с чешской компанией TechTrans. Результатом реорганизации стало открытие головного офиса корпорации "Бизнес-Регион" - BR Corporation - в Праге и направление деятельности корпорации на работу с банковскими стуктурами. Российский офис получил статус регионального представительства.

В российское представительство BR Corporation входят две структуры - ЗАО "Корпорация "Бизнес-Регион" и ООО "Инвестиционная компания "Финанс-Проект".

Кризисное большинство

Проект "Старлайн", реализуемый инвестиционной корпорацией "Бизнес-Регион", стал притчей во языцех. Слухи о готовящемся создании гиперхолдинга, призванного контролировать серьезную часть национального компьютерного рынка, циркулируют с начала декабря. Слухи эти отражают, хотя и неточно, суть начинания "Бизнес-Региона".

Нынешняя концепция проекта действительно более масштабна, чем первоначальная: ведь "Старлайн" задумывался прежде всего ради реструктуризации компании "Вист", бывшего лидера рынка, попавшего в финансовый кризис. Однако трагическое событие в "Висте" - убийство финдиректора Михаила Постникова - едва не поставило крест на реализации этих планов. Поэтому "Бизнес-Регион", доработав проект, переориентировал "Старлайн" на других участников рынка. "К проекту будут привлекаться и крупные, и небольшие компьютерные компании", - рассказывает руководитель информационно-аналитического отдела "Бизнес-Региона" Илья Тишкин.

"Бизнес-Регион" уже нашел инвесторов для проекта и теперь занят поиском российских компьютерных компаний, готовых принять участие в эксперименте. "Мы проводим переговоры с различными компаниями, большинство из которых кризисные", - комментирует обстановку руководитель отдела по связям с общественностью корпорации "Бизнес-Регион" Максим Лунев.

По мысли авторов, проект "Старлайн" должен повлиять на развитие бизнес-среды в компьютерной сфере. "Ознакомившись с российским компьютерным рынком, мы выяснили, что он еще не сформирован, - рассказывает Тишкин, - и разработали проект по развитию его структуры. Цель проекта - создание эффективной бизнес-среды, позволяющей компаниям работать с минимальными потерями". Идея в том, чтобы привлечь в компьютерную отрасль России инвестиции, которые будут направляться прежде всего на реструктуризацию компаний, имеющих определенный потенциал, но испытывающих финансовые затруднения. По словам Ильи Тишкина, "Бизнес-Регион" стремится не только привлекать в компьютерный бизнес инвестиции, но и помогать компаниям во внедрении эффективного финансового менеджмента и маркетинговых технологий. Эксперимент предполагает, во-первых, санацию кризисных компаний; во-вторых, привлечение средств при помощи акционирования предприятий; в-третьих, улучшение показателей работы компаний путем внедрения эффективного менеджмента и маркетинга. Первым этапом реструктуризации в рамках проекта "Старлайн" предусмотрены создание эффективной системы финансового управления и внедрение перспективных маркетинговых технологий в компаниях на средства банков-инвесторов. Затем авторы плана намерены привлечь средства внешних инвесторов путем акционирования. Предполагается, что "Бизнес-Регион", получив пакеты акций в управление, сможет контролировать финансовые потоки компаний.

"Открой личико!"

Главное препятствие на пути реализации грандиозного плана, по утверждению менеджеров корпорации "Бизнес-Регион", - нежелание компьютерных компаний привлекать внешние инвестиции. Для того чтобы получить инвестиции, компания должна стать открытой, а значит, прозрачной. Однако перспектива делиться полномочиями и делать свой бизнес прозрачным пугает русских компьютерных предпринимателей, поэтому они не торопятся идти по данному пути. "Главное условие успеха - это открытость самих компаний, но крупные игроки пока не проявляют такого желания", -- говорит Максим Лунев.

Тем не менее на "Старлайн" уже обратили внимание финансовые и компьютерные компании. С "Бизнес-Регионом" над проектом работают Локо-банк и Теле-банк (дочерняя структура Гута-банка, занимающаяся Интернет-банкингом), компании Intel и Oxir Investments.

Наряду с проектами по реструктуризации "Бизнес-Регион" планирует внедрять управленческие технологии для разрешения кризисных ситуаций в компаниях, а также заниматься интернетизацией. Партнером корпорации "Бизнес-Регион" по Интернет-направлению выступает Intel, имеющая свои проекты в этой области (в частности, проект по созданию виртуальных представительств компаний). Другой партнер "Бизнес-региона" - компания Oxir Investments, занимающаяся Интернет-технологиями.

Цена сыра

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Проект "Старлайн" отнюдь не является бескорыстным подарком участникам российского компьютерного рынка. "Мы готовы помочь компаниям расширить клиентскую базу, если получим определенный контроль над ними", - комментирует Максим Лунев. По сведениям "Ко", резервы для расширения клиентской базы "Бизнес-Регион" видит в инвестиционных проектах, которые ведутся при участии корпорации в реальном секторе: внедрение управленческих технологий требует расширения парка компьютеров.

"Акции реструктурируемой компании передаются нам в управление, - продолжает Илья Тишкин. - И мы работаем с ними на фондовом рынке". Поскольку проект "Старлайн" ориентирован прежде всего на компании "выше среднего" (как раз они пострадали после кризиса больше других), то создаваемая структура (своего рода холдинг) будет иметь большое влияние на рынке. "Такой ход событий вполне возможен, - считает Алексей Спеваков, заместитель директора компании Nexus, специализирующейся на торговле ноутбуками. - Подобная структура, если она действительно появится, может создать сложности для мелких участников рынка".

Между тем процесс уже пошел. "Бизнес-Регион" недавно привлек к проекту двух участников. Первым стал ... "Вист": глава компании Александр Рапопорт, который прежде отказывался от сотрудничества с "Бизнес-Регионом", дал согласие на участие в проекте. В настоящее время уже решен вопрос акционирования "Виста", причем акции предполагается разместить на зарубежных рынках ценных бумаг - в частности, в Германии. "Акции "Виста" пользуются популярностью еще не появившись, - говорит Илья Тишкин. - Интерес к ним проявила компания Sun Microsystems". Решен вопрос и об инвестициях в компанию с целью возрождения и развития "Виста". В целом в инфраструктуру "Виста" предполагается вложить $10 млн на срок до 5 лет (долги компании сейчас оцениваются в $3 - 4 млн). Вторым участником проекта, вероятно, станет телекоммуникационная компания Diamond Communications, которой внешние инвестиции нужны для новых проектов. В каждом отдельном случае объем инвестиций "Бизнес-Региона" определяется возможностями компаний-участниц и банков-инвесторов. По словам Ильи Тишкина, к проекту "Старлайн" уже привлечено более $20 млн.

Впрочем, далеко не все участники рынка опасаются появления нового игрока. "Сейчас этот проект нереален, - говорит генеральный директор компании R&K Николай Можин. - Не думаю, что на рынке есть свободное место для нового игрока. Сегодня нельзя просто так прийти и выбиться в лидеры, времена подобных методов давно прошли. Для реализации такого проекта необходима сильная команда профессионалов. Мы шли к своим результатам четыре года. Если авторы проекта не найдут умелого руководителя, знающего рынок, и не соберут команду - проект обречен на кадровый кризис.

Да и ставящийся во главу угла "Вист" - не лучший выбор. Сейчас "Вист" уже не такая сильная структура, как прежде, и его торговая марка звучит менее громко. К тому же после трагической гибели Михаила Постникова вокруг "Виста" создалась неблагоприятная атмосфера, повредившая имиджу компании".

"Российский компьютерный рынок не самый привлекательный сектор для инвесторов, поэтому проект выглядит несколько необычно, - говорит директор по маркетингу компании "Валга" Александр Стариков. - Конечно, объединение разнопрофильных компаний одного сектора рынка (например, сектора hi-tech) вполне возможно - хотя бы для снижения издержек. Однако с "Вистом", имидж которого подпорчен скандалами, могут возникнуть некоторые проблемы. Брэнд "Виста" поднять можно, но неизвестно, будет ли игра стоить свеч".