Зубы вместо проводов

Группа компаний – лидеров рынка hi-tech задумала освободить квартиры и офисы от путаницы проводов. Идея «научить общаться» без проводов карманный компьютер, ноутбук и сотовый телефон появилась пять лет назад – тогда ее начала разрабатывать корпорация Ericsson. Однако на мировой рынок идея пока не пробилась, причем мешают этому не столько технологические сложности, сколько «лишние» $50 стоимости каждого из устройств, оснащенных новой технологией. Оптимисты в Ericsson и Motorola тем не менее уверены в том, что уже в ближайшем будущем беспроводная технология прорвется на мировой рынок.

В начале 1998 года Ericsson, Nokia, IBM, Intel и Toshiba объединились, чтобы создать новую технологию беспроводной связи Bluetooth. Весной того же года союзники создали группу SIG – своего рода маркетинговое сообщество для продвижения технологии на рынок. Сейчас в SIG входят около 2000 компаний, в том числе 3Com, Lucent Technologies, Microsoft, Motorola и другие монстры технологического рынка. Как водится, союзники сразу переругались: каждый «тащил одеяло на себя», предлагая в качестве основы общего дела свои разработки. Тем не менее кооператорам удалось достичь компромисса, и в декабре 1999 года они опубликовали первое описание новой технологии. Изобретение получило название Bluetooth – «Синий зуб». Таково было прозвище датского короля Харальда, объединившего в X веке Данию и Норвегию. Изобретатели заявили, что предложенная ими технология еще будет развиваться и что ближайшие три года уйдут на «обкатку» стандарта «в боевых условиях».

 Волна против луча Bluetooth – это технология беспроводной передачи данных, позволяющая соединять друг с другом любые электронные устройства. Необходимость в подобной технологии возникла в 90-е годы. Сотовые телефоны сегодня распространились повсеместно – они есть у каждого второго финна и у каждого пятого москвича. Ноутбуки и карманные органайзеры перестали быть дорогими игрушками и перешли в разряд широко распространенных товаров. Повседневностью стала цифровая фотография. Передавать информацию с одного упомянутого устройства на другое можно либо по кабелю, либо с помощью инфракрасного луча, либо используя радиоволну. Идеологи Bluetooth сделали ставку на радио. Конкуренты Bluetooth – инфракрасные передатчики действуют так же, как пульты дистанционного управления бытовой техникой. Инфракрасные передатчики достаточно дешевы, но у них имеют множество недостатков. Например, инфракрасный луч «не умеет» огибать углы, поэтому устройства должны находиться в одном помещении. При этом желательно, чтобы приборы не двигались: иначе связь может прерваться. При использовании Bluetooth отпадает необходимость в том, чтобы устройства находились в зоне прямой видимости, к тому же приборы могут находиться в движении. Технология Bluetooth, основанная на маленьком чипе размером со спичку, работает на высокой скорости и в состоянии поддерживать до трех голосовых каналов. А в ближайшее время Bluetooth научится передавать и видеоинформацию. Изначально радиус действия технологии не превышал 10 метров, но сегодня микросхемы Bluetooth способны «видеть» друг друга на расстоянии до 100 метров. Частотный диапазон 2,4 ГГц, выбранный для этой технологии, свободен от лицензирования, и в нем уже работают медицинские приборы, бытовая техника, беспроводные телефоны и локальные сети. Поэтому разработчикам пришлось придумать сложные способы обхода этой проблемы. Кроме того, во Франции диапазон, используемый Bluetooth, занят военными, которые, как это обычно бывает, на уступки бизнесу не идут. Для Франции приходится разрабатывать отдельные спецификации, что требует от группы SIG дополнительных расходов.

Видит око, да зуб неймет

Многие компании уже производят устройства с использованием Bluetooth. На выставке CeBIT в 2001 году новые телефоны с поддержкой Bluetooth показали Nokia, Ericsson, Alcatel и другие компании. Правда, предпринятая на выставке попытка соединить в единую сеть 100 персональных компьютеров, расположенных в одном зале, потерпела полный провал. Однако оптимисты говорят, что без неудач не обходится ни одна новая революционная технология. Основной фактор, сдерживающий развитие Bluetooth, – его цена. По мнению аналитиков, оптимальная цена комплекта микросхем Bluetooth – $5. Пока же комплект стоит $10 – 15. В результате конечная стоимость каждого устройства, оснащенного «зубами», возрастает на $50. Над снижением цен бьются многие производители. Компания Cambridge Silicon Radio, которая привлекла инвестиции Compaq, Intel и Sony, заявляет, что достигнет отметки $5 за комплект микросхем раньше конкурентов. Другие производители настроены более осторожно. Например, Palm Computing и Fujitsu не спешат с выпуском продуктов Bluetooth. Майкл Мэйс из Palm Computing говорит, что его компания начнет устанавливать модули Bluetooth в свои системы, лишь когда цена микросхем упадет до $10. А пока будут выпускаться только адаптеры Bluetooth, да и то в небольших количествах. В Microsoft тоже скептически относятся к перспективам технологии и пока отказываются встраивать функции поддержки Bluetooth в новые версии своих операционных систем. В корпорации Ericsson больше оптимистов. Шведы полагают, что в 2005 году на планете будут работать около 2 млрд устройств с этой технологией. С их мнением согласны и в Motorola. «Наши партнеры, производящие собственное оборудование для медицины, печати и фотографии, считают, что Bluetooth – это конкурентное преимущество, которое позволит им лидировать в своих отраслях. В течение следующего года мы вместе с ними будем разрабатывать и выводить на рынок решения на основе Bluetooth», – говорит Джефф Харрис, директор по разработке и системной архитектуре Motorola Computer Group. Вице-президент Hewlett-Packard Жак Вермюллен заявил «Ко», что его компания надеется на развитие беспроводных коммуникаций уже в ближайшие годы, но пока HP не берется прогнозировать, сколько именно из ее продуктов будет оснащено технологией Bluetooth. Это должен решить рынок, считает Вермюллен. В отчете Merrill Lynch прогнозируется, что до 2005 года модули Bluetooth будут установлены более чем на 1,7 млрд электронных устройств. У IDC другой прогноз: к 2004 в мире будет насчитываться 448,9 млн устройств с функциями Bluetooth. Прежде всего технология проникнет в мобильные телефоны, а затем в принтеры, которые начнут поддерживать Bluetooth в 2001 – 2002 годах. В 2004 году технологией будут оснащены 19% всех цифровых камер, считают в IDC.

Дорогая игрушка

Выгоду от развития Bluetooth получат не только разработчики технологии и производители устройств, но и операторы сотовых сетей и Интернет-провайдеры. Сервисные компании выиграют в первую очередь за счет значительного расширения спектра услуг, которые они смогут предложить клиентам. Технология Bluetooth уже проникла в Москву и находится здесь в нише «дорогой игрушки». Например, в московских салонах сотовой связи Dixis появились наушники для сотовых телефонов от Ericsson, основанные на этой технологии. «Кроме Ericsson, технологию Bluetooth сегодня не выпускает практически никто. Средний мобильный телефон от Ericsson стоит $150, а гарнитура Bluetooth – $300. Пока кроме как эксклюзивной такую вещь назвать нельзя. За месяц наши салоны продают до сотни таких устройств, о широком же распространении при таком уровне цен говорить пока нельзя. Возможно, к концу лета цена упадет раза в полтора, и тогда можно будет рассчитывать на более значительные объемы продаж», – считает Михаил Дорогов, исполнительный директор компании Dixis, владеющей сетью из 14 салонов связи в Москве.