Звериные нравы
Предприимчивые бизнесмены научились делать деньги на любви людей к животным. Они предлагают владельцам собак и кошек специальное питание, одежду, аксессуары и косметику для их четвероногих питомцев. Для лучших друзей человека даже отрываются гостиницы с номерами люкс и клубы знакомств. Главное, чтобы хозяева были готовы за все это заплатить.
В советские времена едва ли не единственными специальными товарами для собак и кошек, продававшимися в отечественных магазинах, были ошейники, поводки и миски. В эпоху тотального дефицита никому и в голову не могло прийти, что животному можно обеспечить вполне "человеческую" жизнь. Зато сегодня компании предлагают братьям нашим меньшим все, что им нужно для счастья: игрушки и посуду, зубные щетки и пасты, шампуни и кондиционеры, расчески и заколки для шерсти, одежду и обувь.
По оценкам международного маркетингового агентства Euromonitoring, в домах российских горожан проживает около 17 млн кошек и 11 млн собак. Всесторонних исследований рынка товаров для домашних животных в масштабе всей страны никто не проводил. Поэтому сведения о нем носят фрагментарный характер. Так, согласно исследованиям Euromonitoring, в прошлом году в России было продано кормов для кошек и собак на $780 млн. В то же время объем мирового рынка кормов превысил $55 млрд. То есть на долю нашей страны приходится не более 1,5% от общемирового спроса.
Определить оборот других товаров для животных можно лишь приблизительно. Всего в стране, по данным ИК "Финам", работает более 1800 специализированных магазинов. Подсчитав средний оборот крупных торговых точек, эксперты компании оценили весь объем российского рынка товаров для животных (аквариумов, клеток для птиц и хомяков, аксессуаров, одежды, косметики и пр.) примерно в $35 млн. По мнению Александра Покровского, генерального директора компании "Биосфера" (ведущего отечественного производителя аксессуаров для животных), объемы продаж товаров только для кошек и собак составляют порядка $30 млн в год.
Можно предположить, что львиная доля отечественного рынка товаров для домашних питомцев приходится на более обеспеченную Москву. По оценкам "Финама", в столице работает около 740 специализированных точек, включая магазины, мелкие киоски и павильоны. Кроме того, во многих универмагах и супермаркетах давно существуют отделы, где представлена всевозможная продукция для собак и кошек. Как отмечают работники московских зоомагазинов, ее продажи ежегодно увеличиваются на 20 - 40%.
Жертвы рекламы
О существовании специального корма для животных в России узнали в самом начале 1990-х. Тогда по телевидению начали демонстрировать рекламу, в которой рассказывали о пользе сухих и "влажных" (консервированных) кормов. Фраза из рекламного ролика "а мне с хозяином повезло" надолго стала для владельцев собак серьезным мотивом для приобретения "звериной еды".
Разбираться в этом товаре наши соотечественники научились не сразу. "Поначалу некоторые путали корма с наполнителями для кошачьих туалетов, - рассказывает представитель одного из российских производителей кормов. - "Туалетные" гранулы варили, а потом удивлялись, почему животное отказывается их есть". Подобные курьезы уже давно стали достоянием истории, однако многие до сих пор убеждены в том, что корма опасны. "Люди считают, что производители добавляют в питание наркотические вещества, чтобы вызвать зависимость у животных и увеличить объемы продаж. Хотя никаких наркотиков в корма мы не добавляем", - говорит Федор Борисов, исполнительный директор Ассоциации производителей кормов для животных (АПК).
Уже много лет компании делают все возможное и невозможное, чтобы убедить людей в том, что кормить своих питомцев надо по науке. "Приготовление в домашних условиях пищи, полностью удовлетворяющей потребностям животного, займет часов восемь, - считает президент компании Royal Canin в России Александр Романович. - А в заводском корме уже содержатся все необходимые витамины и полезные вещества". Корма - пожалуй, единственный товар для животных, который активно рекламируется. По оценкам агентства Media Wise, крупнейшие мировые производители ежегодно тратят на рекламу своей продукции в России порядка $7 млн. Структура расходов по компаниям не раскрывается. Однако лидером смело можно назвать корпорацию Mars, продвигающую марки Chappi, Kitekat, Pedigree и Whiskas. Первые две относятся к экономичному сегменту (розничная цена 30 - 50 руб. за 500 граммов сухого корма), а последние - к премиумному (50 - 70 руб. за тот же объем).
"Компания Mars первой начала рекламировать свои бренды и тем самым облегчила выход на рынок других производителей кормов", - отмечает Романович. Затраты на "раскрутку" неплохо окупаются. По оценкам Euromonitoring, российский рынок кормов ежегодно прирастает на 20%. В 2005 году в нашей стране было продано примерно 258 000 тонн кормов. Из них на долю импорта пришлось всего 40 000 - 50 000 тонн.
В 1995 году Mars открыла свой завод в подмосковном Ступине, а в 2002-м - в Новосибирске. По оценкам АПК, сегодня компания контролирует примерно 70% отечественного рынка в стоимостном выражении. Еще 15% приходится на продукцию других мировых лидеров - Royal Canin и Nestle. Оставшиеся 15% принадлежат российским компаниям "Раритет" и "Клинвет", а также мелким западным фирмам.
"Люди стали внимательнее относиться к вопросам питания животных, стараются выбирать для собаки или кошки именно тот корм, который больше подходит для их породы, - рассказывает Александр Романович. - Продажи Royal Canin, например, ежегодно увеличиваются на 35 - 40%". Французская компания Royal Canin контролирует в России около 40% сегмента кормов класса суперпремиум. Этот сегмент характеризуется широкими продуктовыми линейками. Под одной маркой может выпускаться много разных кормов, учитывающих условия проживания животного (на улице или дома), его породу и другие факторы. Стоит такая еда дорого. К примеру, розничная цена четырехсотграммовой баночки Royal Canin для собак составляет около 100 руб., для сравнения - такого же объема консервы от Mars продаются по 40 - 50 руб.
Пока на долю суперпремиумного товара приходится не более 10% отечественного рынка. Однако, по данным АПК, его продажи ежегодно увеличиваются на 50%. "Нередко дорогие корма покупают даже пенсионеры", - утверждает Сергей Малышев, коммерческий директор российского завода Royal Canin. Предприятие было открыто в 2004 году в Дмитровской области, инвестиции в него составили $17 млн. Сегодня здесь производится около 10 000 тонн продукции в год. Но уже в 2007-м компания намерена потратить более $13 млн на строительство второй линии, которая поможет увеличить годовой объем до 30 000 - 40 000 тонн. В России Royal Canin выпускает только сухие корма. Специальное диетическое питание для животных завозится из Европы в незначительных объемах (всего 3% от оборота компании в натуральном выражении). Обычного (недиетического) влажного корма Royal Canin не производит.
Спрос на влажный корм в России растет быстрее, чем на сухой. По данным маркетингового агентства АСNielsen, в 2004 году его покупали 39,2% потребителей специализированного питания для животных, а в 2005-м - уже 44,8%. Другие мировые производители премиумных кормов - американские Hill's, Nutro, Eukanuba и Mervo пока предпочитают ввозить в Россию товар из Европы. Впрочем, динамично развивающийся рынок заставляет компании задуматься о запуске местного производства. Так, в скором времени производить "влажные" корма в нашей стране начнет компания Nestle, которая в 2001 году приобрела испанскую Ralston Purina (марки Friskas, Felix, Darling, Pro Plan, Purina), имеющую в своем портфеле и массовый, и премиумный, и суперпремиумный товар. Несколько месяцев назад Nestle-Purina объявила о начале строительства фабрики в Калужской области. Информация о проекте пока держится в секрете.
К настоящему времени в России уже сложился круг постоянных покупателей специального питания для животных. Теперь задача производителей - попытаться его расширить. По данным АПК, сегодня только 12% владельцев собак и кошек кормят своих питомцев специальной пищей. В компании Mars утверждают, что в 2005 году доля заводских кормов в дневном рационе российской кошки не превышала 27%, а собаки - 5%. В европейских странах доля заводских кормов в рационе животных составляет около 70% , а в США - 90%.
Чем бы дитя ни тешилось...
Животное мало накормить, его еще надо чем-то занять. Иначе оно само найдет себе игрушку в виде хозяйских ботинок, занавесок или катушек с нитками. В старые времена собаке кидали говяжью косточку, оставшуюся после разделки мяса. Сегодня в магазинах продаются готовые натуральные косточки из прессованной буйволиной, говяжьей или свиной кожи, свиные пятачки, а также изделия из коровьих желудков, бычьих пенисов, копыт, ушей и сухожилий. Такие товары называются "лакомствами для животных". В Россию их поставляют в основном китайцы. Единственный крупный отечественный производитель - компания "Альпинтех" (марка Titbit), на долю которой, по оценкам дистрибуторов, приходится до 50% московского рынка. "Лакомства Titbit пользуются хорошим спросом, - комментирует директор сети зоомаркетов "Миллион друзей" Наталья Лавринова. - Ежегодно объем их продаж увеличивается на 40%". Оценить рынок "лакомств" достаточно сложно, поскольку импортный товар в большинстве своем ввозится в нашу страну под видом изделий из кожи.
"Моему маленькому псу упаковки из трех свиных пятачков хватает дня на два. Стоит упаковка 60 - 70 руб., но мне не жалко. У собаки скверный характер, и, пока она грызет пятачки, мы можем спокойно заниматься своими делами", - объясняет владелица тойпуделя. Также хорошим спросом пользуются игрушки для кошек и собак: мышки, наполненные валерианой, мячики-пищалки, резиновые цыплята и т.д. Их продажи, по словам Натальи Лавриновой, ежегодно увеличиваются примерно на 10%.
Производители и продавцы "звериных товаров" давно поняли: важно угодить не столько животным, сколько причудам их хозяев. Поэтому сегодня магазины завалены абсолютно не нужными с точки зрения здравого смысла вещами. Например, спальными домиками для четвероногих любимцев. Стоят они от 400 до нескольких тысяч рублей, в зависимости от размера и материала. Заставить собаку спать в домике, конечно, невозможно. Зато хозяевам товар нравится. "Очень хорошо раскупается одежда для маленьких домашних питомцев - платья, накидки, чепчики. Зимой для собак покупают шубы стоимостью от 10 000 руб.", - рассказывает Лавринова.
По оценкам работников московских зоомагазинов, продажи одежды и обуви для животных увеличиваются на 20 - 30% в год. Хотя из всего представленного ассортимента практическую пользу имеют разве что тапочки для собак. Городские дороги у нас обрабатываются реагентами, от которых у собак начинается раздражение. Стоит пара собачьей обуви ненамного дешевле, чем человеческой - 700 - 1500 руб. Спрос на одежду и обувь удовлетворяется преимущественно за счет большого числа мелких отечественных производителей.
Бесспорным лидером по производству эксклюзивной одежды для кошек и собак участники рынка называют "Модный дом" Светланы Абрамовой. Раньше "Модный дом" шил одежду для людей. Заняться вещами для собак Абрамова, по ее словам, решила случайно. "Четыре года назад у меня появился чихуа-хуа, и я сшила ему одежду, потому что ассортимент московских магазинов меня не устраивал, - вспоминает она. - После этого люди на улице начали останавливать меня и спрашивать: "Где вы купили такие красивые вещи?" Тогда я и решила начать шить наряды для животных в нашем ателье". Постепенно "Модный дом" полностью перешел на обслуживание четвероногих.
"Одежду для людей делают многие ателье, а на рынке эксклюзивных вещей для собак и кошек серьезных игроков практически нет, - добавляет Абрамова. - Нашу продукцию покупают пятьдесят московских магазинов, но мы работаем и по индивидуальным заказам". Стоит "элитная" одежда для животных от 2000 до 11 000 руб. Но за некоторые "навороченные" вещи придется заплатить дороже. Никаких финансовых показателей в "Модном доме" не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.
Собакам - красота, кошкам - туалет
"Чтобы на собачке хорошо смотрелось платье, ее непременно надо постричь. Работать с животными сложно, поэтому за стрижку я прошу в среднем по 700 рублей", - рассказывает Елена, мастер одной из московских парикмахерских. Если раньше владельцы игнорировали правила по уходу за экстерьером своих четвероногих любимцев, то сейчас, по оценкам специалистов, уже около 70% владельцев длинношерстных пород собак регулярно подстригают своих питомцев. "Сегодня стригут и те породы, которым по экстерьеру это не положено. Например, ши-тцу и йоркширского терьера", - комментирует Елена. В Москве парикмахерские услуги настолько востребованы, что специальные кабинеты для этого под своей крышей сегодня старается организовать каждый крупный зоомагазин.
Стрижкой "наведение красоты" на животных не ограничивается. Эксперты КОМКОНа отмечают, что около 28% владельцев четвероногих покупают для своих питомцев специальные шампуни. Работники московских зоомагазинов, в свою очередь, утверждают, что только за последний год продажи шампуней, пудры, лосьонов и других средств по уходу за шерстью выросли на 15%. "У моей собаки рыжая шерсть. И я покупаю для нее специализированное средство. Можно, конечно, обойтись и без него. Но так хочется, чтобы шерсть оставалась яркой", - поделилась с корреспондентом "Ко" одна из посетительниц зоомагазина. Примерно 30 - 40% отечественного рынка средств по уходу за собачьей шерстью контролирует питерская компания "Биосфера" (марки "Биовакс", "Биофлор", "42-я серия", "Голд премиум"). Оставшуюся часть занимает импортная продукция и товары мелких российских фирм.
В то время как владельцы некоторых пород собак тратятся на стрижку и средства для шерсти, хозяевам кошек в обязательную статью расходов приходится включать наполнители для туалета. Совсем недавно едва ли не единственным поставщиком кошачьих туалетов на российский рынок была компания Mars (марки Catsan и Thomas's). Теперь же ее постепенно начинают теснить многочисленные отечественные производители. По оценкам дистрибуторов, продажи наполнителей "Барсик", "Пушок", "Кузя", "Чистюля" в московских магазинах увеличиваются на 8 - 10% в год. Удивляться тут нечему. Килограмм российского наполнителя стоит около 40 руб., а импортного - 200 - 250 руб.
Помимо перечисленных выше товаров зоомагазины предлагают заботливым хозяевам несметное количество более или менее полезных аксессуаров: расчески для шерсти, посуду, ошейники и поводки... В основном потребность рынка в такого рода вещах удовлетворяется за счет товаров китайского и российского производства.
"Лучше всего, конечно, пять звездочек"
Даже перед самым заботливым хозяином рано или поздно встает вопрос: с кем оставить питомца на время отпуска? Сегодня гостиницы для животных есть практически во всех крупных российских городах. Однако в регионах такие заведения представляют собой по большому счету пункты передержки. В цивилизованной форме гостиничный сервис - с номерами разного класса и дополнительными услугами - развит только в Московском регионе.
Практически все столичные гостиницы могут принять на временное содержание любое животное: от хомячка до карликового поросенка. На базе одного из зоомагазинов даже работает специализированный отель "Террарий". Крокодила туда, может, и не возьмут, а вот жабу или змею приютят. Однако самую значительную долю "постояльцев" отелей, конечно, составляют собаки и кошки. Им обеспечивают двухразовое питание и двухразовый выгул (для собак), ежедневный осмотр ветеринара, чистку ушей и глаз и т.д. За отдельную плату животное подстригут, организуют ему особый режим питания и прогулок, а также проведут курс лечения неинфекционных заболеваний. Кстати, страховать своего питомца также приходится за отдельные деньги. Все, что остается хозяевам, решившим сэкономить на полисе, так это надеяться на честное слово держателей гостиницы. По оценкам директора кинологического центра "Ордынцы" Юрия Карепина, всего в столичном регионе работает около 30 гостиниц для животных. Из них крупных - более чем на 20 номеров - около 10. Как считают участники рынка, лучшими гостиницами для собак являются созданные на базе кинологических центров "Ордынцы" и "Хорс", для собак и кошек - "Бастет" и "Ганхор", только для кошек - Cat's Dream Hotel, "Зоохутор". Специалисты отдела маркетинга Cat's Dream Hotel оценили объем московского рынка отелей для животных в 500 - 1000 номеров, или в $1 млн.
Большинство "хотельеров" предпочитают открывать заведения смешанного типа - и для кошек, и для собак, организовывая в здании два разных входа. Однако требования владельцев животных в этом случае не совпадают с желаниями бизнесменов. "Каждый второй клиент, позвонивший нам, хочет удостовериться в том, что в гостинице действительно нет собак. Такова потребность рынка", - говорит Максим Кивва, начальник отдела маркетинга Cat's Dream Hotel.
Отели для собак как отдельный бизнес - явление в России редкое. По словам генерального директора Союза предприятий зообизнеса Татьяны Колпаковой, в гостиницу для собак на 20 номеров (отапливаемое помещение площадью от 100 кв. метров с обширной прилегающей территорией для выгула) необходимо инвестировать минимум $50 000. "Вложения при грамотном подходе к делу отобьются только через 3 - 4 года, - уверен один из участников рынка. - Так что этот вид бизнеса особо прибыльным никак не назовешь".
Ситуация осложняется еще и тем, что спрос на гостиничные услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Например, чтобы пристроить питомца на время рождественских каникул или в период летних и "бархатных" сезонов, нужно бронировать номер за месяц-полтора. В остальное время отели заполняются в лучшем случае на треть, и тогда выручки едва хватает на зарплату персоналу.
В среднем за пребывание в гостинице собаки мелкой породы берут 350 - 400 руб., а средней или крупной - 400 - 600 руб. в сутки. При этом минимальный фонд оплаты труда работников такого отеля составляет порядка $2000 в месяц. Неудивительно, что предприниматели предпочитают совмещать гостиничное дело с другими видами зообизнеса. Так, кинологический центр "Ордынцы", расположенный на территории в 1 га, включает гостиницу для собак на 60 мест и отдельную от нее - для кошек, а также центр дрессировки, ветеринарный кабинет, выставочный центр, "человеческий" и "собачий" рестораны.
Организация специализированных гостиниц для кошек требует в два раза меньших вложений, чем для собак (с кошкой не надо гулять, и места она требует меньше). Поэтому они лучше подходят для самостоятельного бизнеса. При этом хозяевам кошек предлагается куда больший выбор номеров, чем "собачникам". В "элитных" гостиницах предусмотрены номера площадью 2 - 4 кв. метра с подогреваемой лежанкой, приспособлениями для лазанья, домиками и свежей травой. В среднем суточное пребывание кошки в гостинице обходится в 200 - 250 руб. в обычном номере и в 500 - 600 руб. - в "люксе".
Гостиницы для животных в качестве дополнительной услуги создаются и при некоторых частных ветеринарных клиниках. Такие заведения обычно представляют собой пункты передержки животных. "Номеров" в них мало, и дополнительного персонала для ухода за "постояльцами" не нанимают.
Пока рынок гостиничных услуг для животных развивается в нашей стране достаточно вяло. "Многие владельцы кошек и собак даже не подозревают о существовании подобной услуги", - объясняет Юрий Карепин. Люди, когда у них появляется такая необходимость, все еще предпочитают по старинке перепоручать своего питомца знакомым или родственникам. Кроме того, на "черном рынке" работают сотни частников, оказывающих услуги по передержке животных на дому. Информацию о них можно получить при помощи "сарафанного радио" или из рекламных объявлений. Расценки частников зачастую не уступают гостиничным.
"Организация отелей для животных - это сложный бизнес прежде всего потому, что приходится прилагать неимоверные усилия для формирования рынка, которого сейчас фактически нет, - подчеркивает Максим Кивва. - Однако в ближайшие три-четыре года объем московского рынка гостиниц для животных может увеличиться до $3 - 4 млн, поскольку информация об этом виде услуг медленно, но верно, распространяется". Кивва также не исключает, что в ближайшие два-три года в стране может быть создана профессиональная ассоциация зоохотельеров, которая займется популяризацией соответствующего бизнеса.
Добрый доктор Айболит
В советские времена ветеринарные услуги владельцам животных оказывало государство. До сих пор в Москве обслуживанием четвероногих занимаются 18 государственных заведений. Серьезную конкуренцию им сегодня составляют около 70 расположенных в столице частных медицинских организаций. В то же время, как отмечает президент Союза предприятий зообизнеса Сергей Спирин, полноценных негосударственных клиник, оснащенных по последнему слову техники и оказывающих все виды услуг, в Москве насчитывается не более 25. Остальные представляют собой малые амбулаторные кабинеты. Самое интересное, что при огромной разнице в арендной плате между коммерческими и государственными заведениями (государственным аренда обходится до десяти раз меньше) цены на их услуги практически не различаются.
Также в столице работают несколько десятков заведений скорой ветеринарной помощи, оказывающих услугу выезда на дом. "Такую фирму назвать полноценной клиникой сложно, - говорит Сергей Спирин. - Сидит диспетчер на домашнем телефоне и передает информацию ветеринарам-частникам, как правило, приехавшим в столицу на заработки из регионов или СНГ". Легальные ветеринары такого рода конкурентов не любят. С другой стороны, очень немногие клиники готовы выслать бригаду "скорой" в любое время дня и ночи. Большая часть из них медицинские услуги на дому не оказывает совсем или оказывает только в дневное время.
Союз предприятий зообизнеса оценивает годовой оборот московского рынка ветуслуг в $100 млн. По своей оснащенности ветеринарные клиники отличаются так же сильно, как и "людские". В одной могут быть лишь хирургический и терапевтический столы, а в другой - система гемодиализа, которая используется от силы пару раз в год. Как правило, в клиниках устанавливают оборудование, списанное из "человеческих" медучреждений и адаптированное под животных. Специальное ветеринарное оборудование стоит намного дороже. "Вовсе не обязательно оснащать каждую клинику дорогостоящей техникой, - замечает Спирин. - Вполне достаточно установить УЗИ, рентгеновский аппарат и систему экспресс-анализа. Структура спроса на ветуслуги такова, что специализированных клиник, например для лечения глазных болезней и заболеваний опорно-двигательного аппарата, хватит нескольких на весь город".
В московских квартирах проживает около 4 млн собак и 2 млн кошек, поэтому теоретически в столице должны быть тысячи ветеринарных клиник, считают представители Союза предприятий зообизнеса. По мнению участников рынка, динамичному развитию ветеринарного бизнеса мешают его высокие издержки. Речь идет в первую очередь об аренде. Для клиники необходимо помещение площадью от 70 до 150 кв. метров. Стандартную арендную ставку (от $35 до $150 за 1 кв. метр в год) ветпредприятию выдержать трудно. В отличие, например, от магазина оно не генерирует значительного денежного потока, но при этом требует существенно больших затрат на оснащение. Так, установка в клинике необходимого оборудования обходится как минимум в $10 000 - 30 000.
Другая проблема - низкая культура пользования ветеринарными услугами. На Западе к лечению животного подходят не менее серьезно, чем к лечению человека. У нас же хозяева зачастую предпочитают "не создавать себе лишних проблем". Хотя постепенно ситуация меняется. "В столице владельцы животных стали гораздо чаще обращаться к ветеринарам. Даже серьезно больных кошек и собак лечат до тех пор, пока остается хоть какая-то надежда, а не усыпляют их сразу же, как еще несколько лет назад, - на условиях анонимности рассказывает врач одной из клиник. - Однако тут мы сталкиваемся с проблемой искусственного ограничения спроса. Мы можем проводить по десять операций в неделю. Но препараты группы "А" (сильнодействующие наркотики), необходимые для серьезного хирургического вмешательства, Управление ветеринарии выделяет нам всего лишь на одну. Таковы нормативы".
Впрочем, несмотря на все существующие проблемы, участники рынка товаров и услуг для животных сходятся в том, что у него большой потенциал. Ведь уже через несколько лет стремление сделать жизнь своих питомцев как можно более красивой захлестнет и жителей регионов. И тогда для людей, делающих бизнес на животных, российская глубинка станет настоящим "золотым дном".
Доли основных производителей кормов для животных на российском рынке, %
Mars - 70
Nestle & Royal Canin - 15
"Раритет", "Клинвет" - 10
Другие - 5
Источник: данные компаний
Кто и за сколько позаботится о вашей собаке, $ в месяц*
Ветеринар - 500
3 кинолога** - по 250 - 300
Секретарь - 300
Уборщица - 200
*Средняя зарплата персонала, необходимого для открытия собачьей гостиницы
**Дежурство сутки через двое
Источник: данные компаний
Еще по теме





