«Звезда» пленительного счастья

17.04.201500:00

Как заявил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, при строительстве суперверфи «Звезда» в Приморье было похищено 4 млрд руб. В принципе подобные уголовные дела – обычный «шлейф» для крупных госпроектов, а «Звезда» относится именно к таким: общий объем инвестиций в верфь, кроме прочего, призванную обеспечивать «Роснефть» арктическим флотом, оценивается в 130–140 млрд руб. Однако виноватым объявлено предыдущее «поколение» хозяев верфи. 

Находящийся в розыске и сбежавший в Южную Корею бывший генеральный директор Дальневосточного центра судостроения (ДЦСС) Игорь Борбот (на фото справа) относится к числу бизнесменов, процветавших при прежнем губернаторе Приморья Сергее Дарькине. За десятилетие ему удалось нарастить свой бизнес со скромных долей в военно-промышленном предприятии ОАО «Радиоприбор» до многопрофильного холдинга.

Именно его предприятиям достались значительные господряды в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012. Ему же принадлежал участок земли, на котором «Газпром» собирался строить завод по сжижению природного газа. Но после замены Дарькина на Владимира Миклушевского начались неприятности. Рабочие жаловались за задержку зарплаты, в апреле 2013 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонку, высказал претензии по целому ряду направлений работы ДЦСС, в том числе и по срывам сроков строительства верфи «Звезда», а внутренняя проверка Объединенной судостроительной корпорации выявила недостачу на 0,5 млрд руб.

Позже правоохранительные органы нашли хищений на 4 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. – из средств, выделенных на ремонт атомных подводных лодок. Сегодня «зло наказано»: арестованы деньги и имущество Борбота и четырех его подчиненных на 4,5 млрд руб.

Между тем «Роснефть» просит выделить на достройку «Звезды» еще 89 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, так что подобные дела в будущем не замедлят возникнуть. Соответственно понадобилось менять и руководителя: если раньше ДЦСС являлся структурой Объединенной судостроительной корпорации, то сейчас он находится под управлением консорциума, который возглавляют «Роснефть» и Газпромбанк.