«Звездные» гамбургеры
Компания Ginza Project традиционно специализировалась на дорогом ресторанном бизнесе в высокой ценовой категории. Однако после того, как некоторые ее «звездные» заведения не принесли обещанной прибыли, а крупнейшая сеть «Япоша» практически отошла кредиторам, она готова заняться фастфудом и стать лицензиатом Burger King в России.
Насколько снижались продажи в кризис в различных сегментах рынка, с декабря 2008-го по октябрь 2009-го
Рестораны высокой кухни – 20-30%
Демократичные рестораны – 15%
Фастфуд – 1-2%
Источник: «Росинтер ресторантс»
Битва за гамбургер
Ginza Project в ближайшем будущем может получить франшизу американской сети Burger King. Правда, в Burger King «Ко» сказали, что окончательный договор пока не подписан, но если подписание все-таки состоится, то Ginza сможет открывать точки заокеанской сети как в Москве, так и в Северной столице.
По словам гендиректора компании Restteam Алексея Кислова, условия по франшизе сети не слишком обременительны. Как правило, франчайзи нужно заплатить за каждую открываемую точку $40 000, роялти в размере 5% от продаж и заложить фиксированную сумму за маркетинг на уровне 1,5–5% от продаж. В результате ничто не мешает точке фастфуда выйти на рентабельность за 9 месяцев. При этом, работая с Burger King, Ginza получит доступ к американским технологиям и сможет применять их для развития других своих проектов. «И в данном случае не важно, что в основном компания развивает именно дорогие авторские рестораны, так как технологии управления и контроля в любом случае очень схожи», – подчеркивает эксперт. Однако не все так просто.
Что такое Ginza Project?
Год основания: 2003
Сфера деятельности: ресторанный
бизнес, бизнес-авиация, такси
Оборот: не разглашается
Количество ресторанов: 83
Владельцы: Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев
Бизнес со звездами
Накануне стало известно, что единственная сеть, которую развивала Ginza Project, – «Япоша» оказалась в залоге у банка «Траст». По рассказам игроков рынка, «Траст» изначально был соинвестором сети, а также кредитовал своих партнеров – Ginza Project. В настоящий момент сеть насчитывает 40 точек в Москве и Санкт-Петербурге. «Владельцы Ginza не смогли платить «Трасту» по кредитам. У сети возникли финансовые проблемы из-за не слишком эффективного ведения бизнеса», – утверждает один из участников рынка. В настоящий момент сетью руководит бывший гендиректор сети «Шоколадница» Владислав Лозицкий, который на деньги «Траста» планирует открыть еще 20 заведений. В то же время игроки рынка не исключают, что банк настоит на продаже сети. В частности, интерес к покупке «Япоши» якобы проявляла компания «Росинтер». Однако, по мнению экспертов, возможный покупатель скорее заинтересован не в самой сети, а в ее помещениях. В банке ситуацию не комментируют. Если сеть все-таки продадут, это станет первой крупной сделкой после кризиса на ресторанном рынке. «Мне кажется странным, что проблемы у сети происходят именно сейчас, когда на рынке наметилось оживление. Можно предположить, что владельцам Ginza оказались более интересны другие проекты, а сети не уделялось должного внимания», – считает Дмитрий Левицкий. По его мнению, это тот бизнес, который «являлся бы дойной коровой для других новых экспериментальных проектов». В свое время таким проектом у Аркадия Новикова были «Елки-Палки», а Андрею Делосу до сих пор принадлежит сеть «Му-Му».
Фастфуд-выход
В сложившейся ситуации, по рассуждениям Алексея Кислова, Ginza только выиграет, если станет лицензиатом Burger King. Ради этого, уверен эксперт, стоит продать «Япошу» и направить средства на развитие фастфуда. «Burger King и «Япоша» – это все равно что Mercedes и «Жигули», владеть Burger King намного престижнее», – говорит эксперт. В то же время другие аналитики придерживаются иного мнения. «Любой фастфуд – это оборот, а высокая кухня предполагает низкий поток клиентов с высокой маржой, поэтому нельзя развивать эффективно одновременно дешевый и дорогой сегмент», – подчеркивает генеральный директор компании «Настроение+» Денис Яхно. По мнению Дмитрия Левицкого, из желающих получить франшизу Burger King могла бы выстроиться очередь, однако слишком мало тех, кто готов эффективно развивать сеть. «Фастфуд – это стабильность качества, картошка фри всегда должна быть одинакова на вкус при любых обстоятельствах, мясо должно быть нарезано одинаково, всегда должно быть чисто. Во всем должна быть стандартизация. Очень мало кто способен профессионально и эффективно развивать такой бизнес», – отмечает эксперт. По его словам, особенно это трудно для компании, специализирующейся на высоком сегменте. «У «Шоколадницы» есть своя крупная демократичная сеть кофеен, и то пока получается не очень. С точки зрения потребителя, очень заметна разница между точкой «Макдоналдс» и Burger King в России. В Burger King все чуть хуже: и менее быстро, и менее организованно», – сравнивает эксперт. Возможно, поэтому продавать франшизы у нас «Макдоналдс» в ближайшее время не намерен: Россия одна из немногих стран, где у компании нет своей франчайзинговой программы. Для того чтобы получить франшизу, франчайзи должен согласиться на девятимесячное обучение в «Институте гамбургера», пройти стажировку в действующих заведениях сети, и лишь потом можно открывать точки. Не каждый инвестор согласится на подобное.
Фотографии Александр Шпаковский, Сергей Авдуевский, ИТАР-ТАСС.