Top.Mail.Ru
архив

Звуки войны

07.10.200200:00

«Ко» предложил ответить представителям обеих конфликтующих сторон на ряд вопросов, в которых мы постарались отразить основные темы публичной полемики между менеджментом РАО «ЕЭС» и миноритарными акционерами.

Глава компании Hermitage Capital Management Уильям Браудер: «Из-за Чубайса акции стоят на 50% дешевле»

Заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Вячеслав Синюгин «Никакой распродажи активов не ведется»

1. Соответствует ли нынешняя стоимость акций РАО «ЕЭС России» стоимости имущества, принадлежащего компании?

Уильям Браудер: Акции РАО «ЕЭС России» торгуются с существенным дисконтом к чистой стоимости активов компании, что отражает опасения инвесторов в связи с уже случившейся утратой части активов РАО и возможной значительной потерей активов в ближайшем будущем.

Вячеслав Синюгин: Прямого соответствия между сегодняшней стоимостью акций и общей стоимостью имущества любой российской компании достигнуть довольно сложно. Несоответствие оценок участников рынка с реальной стоимостью компании можно проиллюстрировать на следующем примере. Соликамская ТЭЦ была продана по цене в $127 за киловатт установленной мощности, что почти в шесть раз превышает стоимость 1 кВт холдинга ($23/кВт, если исходить из текущей рыночной стоимости компании). Это свидетельствует о том, насколько занижены оценки участников рынка по отношению к реальной стоимости имущества.

2. Как вы прокомментируете динамику курса акций РАО за последний год? Каковы были основные факторы, способствовавшие снижению курса акций?

Уильям Браудер: Наибольшее беспокойство у инвесторов вызывает распродажа активов компании. С начала года руководство РАО «ЕЭС» приступило к активному избавлению от так называемых - с точки зрения менеджмента - нерентабельных активов. Действия руководства компании привели к тому, что значительное число инвесторов поспешили избавиться от своих акций РАО «ЕЭС». Это, в свою очередь, привело к падению их стоимости на 51%.

Вячеслав Синюгин: Динамика стоимости акций за последние месяцы имела, к сожалению, негативнывй характер. Во многом жэто было связано с опасениями акционеров, будто менеджмент РАО начал распродажу активов и что она будет продолжаться. Такие настроения не имеют ничего общего с действительностью. Наша ошибка в том, что мы не сумели убедить в этом акционеров и потенциальных инвесторов. Если же говорить о реакции рынка на реформу электроэнергетики, то она в конце 2001 - начале 2002 года была позитивной. Однако затягивание реформ (прежде всего задержка с принятием Госдумой пакета «энергетических» законопроектов), а также заявления некоторых депутатов о необходимости национализации энергетики привели к тому, что весной 2002 года акции не могли не пойти вниз.

3. Как вы оцениваете нынешние планы руководства РАО по реформированию отрасли? Отвечает ли предложенная Анатолием Чубайсом схема интересам инвесторов, государства, потребителей электроэнергии?

Уильям Браудер: План реформирования отрасли, разработанный комиссией Виктора Кресса прошлым летом, был призван создать баланс общих интересов. Такой баланс был создан, и в его основе лежит принцип «зеркального» распределения активов, которого требуют акционеры на сегодняшний день. Данный подход не является чем-то особенным: он применялся компаниями ATT и Standard Oil в Америке, а также компанией Telebras в Бразилии. Такой подход означает, что акционер РАО «ЕЭС» получает в каждой из вновь создаваемых компаний тот же процент от уставного капитала, которым он владеет сегодня в РАО. Руководство же компании во главе с г-ном Чубайсом все время стремится к продаже активов, что отвечает только интересам олигархов.

Вячеслав Синюгин: Да. В процессе реформирования интересы миноритарных акционеров должны бытьбудут соблюдены за счет пропорционального распределения акций. Эту позицию мы отстаиваем. Не следует забывать и о существовании корпоративных норм, которые обеспечивают миноритарным акционерам возможность самостоятельно контролировать процессы, происходящие в компании, - в совете директоров есть три ихих представителяи и независимый директор.

4. В какой степени высший менеджмент РАО контролирует процессы, происходящие внутри холдинга и в дочерних предприятиях?

Уильям Браудер: У руководства РАО достаточно контроля для предотвращения распродажи активов.

Вячеслав Синюгин: Могу отметить, в РАО «ЕЭС России» постоянно ведётся работа над совершенствованием актуальных организационных и управленческих механизмов, совершенствованием процедур регулярного менеджмента. К настоящему моменту в холдинге налажено чёткое административное и информационное сообщение по всей вертикали. Внутри холдинга действует строгая процедура принятия корпоративных решений. Ключевые решения по отношению к дочерним и зависимым обществам отнесены к компетенции совета директоров РАО. Естественно, подобный механизм невозможно применить в отношении тех АО-энерго, в которых у контрольный пакет которых не принадлежит РАО нет даже блокирующего пакета., Ооднако это не означает того, что они не будут реформированы.

5. Чем вызвано заявление руководства РАО о приостановке продажи активов? Существует ли необходимость в продаже активов? Какие цели она преследует? Если продажа активов неизбежна, то когда их надо продавать и на каких условиях?

Уильям Браудер: Причиной подобных заявлений РАО «ЕЭС России» стало значительное недовольство инвесторов, которое отразилось на цене акций. В продаже активов нет никакой необходимости. Цель таких продаж - удовлетворение потребностей олигархов в дешевой электроэнергии. Продажа активов вообще не должна быть приоритетом для менеджмента. Наоборот, основной задачей руководства компании должно быть максимально эффективное использование существующих активов.

Вячеслав Синюгин Инициатива менеджментаЗаявление о приостановке продажи активов в первую очередь связана с необходимостью снятия безосновательных фобий, существующих на рынке. Никакой распродажи активов не ведется. связано с объективными причинами. Так, у государства не выработана позиция по распределению активов компании в процессе реструктуризации. Например, некоторые депутаты Государственной Думы предлагали национализировать собственность компании. Как считает правительство, никакой национализации не будет. Кроме того, руководство компании пошло навстречу пожеланиям части миноритарных акционеров, предложив выработать согласованную позицию по справедливой оценке и распоряжению активами. Есть поручение совета директоров поручил менеджменту обеспечить продажу непрофильных активов. Нам совместно со всеми акционерами необходимо выработать согласованную позицию по справедливой оценке активов и определению цены, по которой активы могут продаваться.Активно распространяемые слухи о массовой продаже профильных активов не соответствуют действительности. Прошло две сделки, об одной из которых я уже упоминал выше. Но это часть нормального управленческого процесса. Если неэффективные станции не продаются, через пару лет убытки от их эксплуатации ложатся на плечи акционеров компании. Руководство РАО "ЕЭС России" считает, что активы нужно продавать по справедливым рыночным ценам. Продажа активов должна осуществляться только после установления механизма справедливой оценки этих активов и распределения средств от их продажи. Установление данных механизмов невозможно без достижения соглашения с миноритарными акционерами. Только при наличии общей позиции, согласованной и поддержанной как миноритарными акционерами, так и государством, возможна продажа некоторых активов. Мы планируем согласовать методику оценки активов и распределения доходов от их продажи для последующего утверждения Советом директоров РАО «ЕЭС России».

6. Какое влияние на тарифы окажет реформирование РАО по схеме, предложенной нынешним менеджментом?

Уильям Браудер: Продажа активов олигархам приведет к тому, что они обеспечат себя дешевым электричеством, в то время как обычные люди будут платить огромные деньги, субсидируя олигархов.

Вячеслав Синюгин: То, что существуют объективные причины роста тарифов, понимают все. Это и рост цен на топливо, прежде всего на газ, и общие темпы инфляции в стране, и необходимость значительных инвестиций в электроэнергетику. Создание рыночных условий, безусловно, позволит замедлить рост тарифов - в первую очередь за счет То, что существуют объективные причины роста тарифов, понимают все. Это рост цен на топливо, прежде всего на газ, общие темпы инфляции в стране, необходимость значительных инвестиций в электроэнергетику.оптимизации загрузки электростанций, снижения издержек и ликвидации неэффективных мощностей.

7. Как, по вашему мнению, можно кратко изложить суть изменений, происходящих на рынке электроэнергетики? Как вы оцениваете предлагаемые методы и механизмы осуществления реформы? К каким последствиям для заинтересованных сторон (крупные предприятия, мелкие предприятия, физические лица, государственный бюджет, руководство РАО) она приведет после своего завершения?

Уильям Браудер: Основной целью реформы должна быть демонополизация производства электроэнергии в России. По этому пути прошли уже многие страны мира. Что же касается конкретных механизмов реализации реформ, то необходимо учитывать тот факт, что электроэнергетика уже приватизирована в России, и на сегодняшний день количество акционеров в отрасли приближается к 1 млн. Кроме того, отрасли требуются существенные частные инвестиции. Таким образом, предлагаемые механизмы реформ должны учитывать интересы частных собственников. Предвидеть последствия реформ должно государство - как основной акционер и гарант надежного энергоснабжения населения страны.

Вячеслав Синюгин: О рынке электроэнергии говорить пока рано. Сейчас мы делаем пробные шаги к рынку. В перспективе реформа электроэнергетики приведет к снижению тарифов для промышленных предприятий - за счет ликвидации перекрестного субсидирования, отмены «крепостной зависимости» от монополиста и устранения диктата чиновников. Что касается населения, то состоятельные гражданебогатые будут платить больше, а малообеспеченныебедные за счет этого получат систему адресной социальной поддержки, которая может быть сформирована только в условиях рынка. Для бюджета страны это будет означать увеличение налоговой базы.

Вы хотите отставки главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса?

Уильям Браудер: Да. На сегодняшний день нынешний глава РАО ЕЭС обеспечивает как минимум 50-процентную потерю в стоимости каждой акции компании.

Вячеслав Синюгин: Традиционно с призывами к отставке Чубайса и к прекращению реформ в энергетике выступают коммунисты в Думе. К ним примыкают те, кто руководствуются как идеологическими, так и личными, зачастую конъюнктурными соображениями. Есть и миноритарные акционеры, которые не верят в реформу, видя в ней угрозу своим интересам. Что касается опасений миноритариев, то я считаю, что по мере осуществления реформ нам удастся их снять.Действительно, в публичном пространстве время от времени появляются призывы к отставке Председателя Правления РАО «ЕЭС России». Интерес к деятельности руководства одной из крупнейших российских корпораций понятен. Высказываются представители заинтересованных сторон, заинтересованных в стабильном или нестабильном текущем состоянии компании, в том, как пройдет или не пройдет процесс реформирования, в повышении личного публичного статуса за счет критики известного политика и крупного менеджера. Выступления представителей левых фракций в Государственной Думе, например, редко обходятся без упоминания главы нашей компании. Разнообразие интересов определяет остроту дискуссий, особенно любопытно, когда встречаются противоречивые требования к менеджменту с одинаковым выводом об отставке. Что касается интересов, стоящих за призывами замедлить и пересмотреть план реформы, они также разнообразны. Понятно, что процесс реформирования сопряжен с рисками, как экономическими, так и политическими. Но, напомню, что со времени разработки концепции до настоящего момента, момента подготовки к первому чтению пакета законов о реформировании, прошло почти три года. Все это время прорабатывались вопросы, связанные с минимизацией рисков, учитывались позиции заинтересованных сторон, вырабатывался механизм принятия прозрачных корпоративных решений. Невозможно реализовать столь масштабный и, безусловно, необходимый отрасли проект с учетом всех противоречивых интересов. Дискуссия о пересмотре положений правительственного плана реформирования отрасли разгорается и затухает в зависимости от того, чьи интересы на какой стадии оказываются учтенными не в полной мере. При этом аргументы далеко не всегда обоснованы, и, в основном, носят политический характер.


Еще по теме