Сергей Скуратов
Бывший пилот и экс-глава АК «Уральские авиалинии»
Сергей Скуратов
Бывший пилот и экс-глава АК «Уральские авиалинии»
Деятельность
Пенсионер, бывший генеральный директор компании «Уральские авиалинии»
Дата рождения
31.03.1950
Место рождения
Свердловск, РСФСР, СССР
Образование
Бугурусланское лётное училище (1970)
Академия гражданской авиации (1978)
Семейное положение
Женат
Сергей Скуратов
Бывший пилот и экс-глава АК «Уральские авиалинии»
Скуратов Сергей Николаевич (Sergey Skuratov) — пилот высшей категории, бывший генеральный директор и основатель АК «Уральские авиалинии», посвятил авиации более полувека — сначала в качестве пилота, а затем руководителя одной из ведущих российских авиакомпаний. Даже в самые сложные для отрасли периоды — от последствий развала СССР до пандемии COVID-19 — он находил инструменты для развития перевозчика. В 2024-м Скуратов Сергей завершил карьеру управленца, оставив компанию в статусе одного из лидеров гражданской авиации страны.
Содержание:
Биографическая информация
Скуратов Сергей Николаевич родился в Свердловске. 31 марта 2024 года ему исполнилось 74 года. Большую часть своей жизни Скуратов Сергей отдал авиации. Началось все еще со школьной скамьи — он учился в учебном заведении с неофициальным «авиационным» статусом. Уже тогда Сергей Скуратов был уверен в своем будущем, говоря о желании возглавить целый авиаотряд. Впоследствии он не просто осуществил детскую мечту, но и превзошел ожидания, встав во главе одной из крупнейших авиакомпаний страны.
В 1970-м Скуратов Сергей получил первое авиационное образование. Он завершил подготовку в летном училище, расположенном в Бугуруслане Оренбургской области. За время обучения Сергей Скуратов зарекомендовал себя как исключительно ответственный курсант. В его выпускном аттестате преподаватели указали в качестве уникальных качеств осмотрительность в полетах и хорошие навыки ориентирования.
В 1971-м Сергей Скуратов начал обучение в ленинградской Академии гражданской авиации, где, несмотря на параллельную работу во Втором Свердловском объединенном авиаотряде, показывал отличную успеваемость.
В 1978-м освоил курс подготовки инженера-пилота на отлично. Однако это не весь академический путь, который прошел Сергей Скуратов. Биография авиатора вновь будет связана с ленинградской Академией в первой половине 1980-х. Тогда он успешно отучится на командном факультете.
Скуратов Сергей. Биография авиатора: начало
За штурвалом воздушных судов Сергей Скуратов провел свыше десяти тысяч часов, что эквивалентно более чем 416 суткам в небе. Этот опыт стал ценным активом в управлении авиакомпанией, позволял принимать решения с глубоким пониманием всех аспектов летной работы.
Биография Сергея Скуратова в качестве авиатора началась в 1970-м. Будучи студентом ленинградской Академии, он занимал кресло второго пилота Ан-2. Уже в 1972-м Скуратов Сергей получил третий класс пилота гражданской авиации. В 1973 году ему доверили занять место командира воздушного судна.
В 1975-м Сергей Скуратов освоил управление более современным и технически сложным воздушным судном — Ан-24. После получил назначение в Свердловский объединенный авиаотряд. В его составе Сергей Скуратов летал вплоть до 1993-го — года назначения на должность главы «Уральских авиалиний».
Несколько лет находился во главе инспекции по безопасности полетов Уральского управления гражданской авиации. Частые командировки, проверки и работа по стандартизации деятельности авиапредприятий принесли ощутимые результаты. При Скуратове Сергее Николаевиче серьезные авиапроисшествия стали редкостью.
С 1987 года — командир авиационного отряда. Находясь на руководящей должности, Сергей Скуратов осуществлял комплексное управление.
«Уральские авиалинии». Истоки
В 1993-м Скуратов Сергей начал руководить «Уральскими авиалиниями». Тогда он еще не предполагал, что ему предстоит управлять авиаперевозчиком следующие три десятка лет. Сергей Скуратов не только год за годом сохранял должность генерального директора, но и приобрел контрольный пакет акций, став главным акционером.
Корни «Уральских авиалиний» уходят в 1943-й, когда был основан Свердловский авиаотряд. Деятельность в качестве отдельной компании началась спустя полвека, когда произошло разделение на две независимые структуры — аэропорт и авиаперевозчик, рассказал Сергей Скуратов.
Время основания «Уральских авиалиний» — очень непростое. Тогда была острая нехватка финансов, кадров и возможностей для ТО самолетов. Сергей Скуратов постоянно был в разъездах — не реже трех раз в месяц посещал авиационные заводы, чтобы договориться о приемлемых ценах на двигатели и комплектующие.
В период экономической турбулентности начала 1990-х, когда по всей стране закрывались региональные авиаперевозчики, Сергей Скуратов и возглавляемая им команда не просто сберегли компанию, но и обеспечили ей уверенное развитие.
Сергей Скуратов. Путь модернизации: как менялся флот авиаперевозчика
Встав у руля «Уральских авиалиний», Сергей Скуратов сразу определил ключевой приоритет — модернизация авиапарка. Острая необходимость в обновлении авиафлота была вызвана тем, что европейские страны ввели ограничения на полеты самолетов Ту-154Б и Ил-86, что ставило под угрозу международные линии.
Как отмечает Сергей Николаевич Скуратов, выход был найден в приобретении более современных Ту-154М, отвечавших европейским требованиям. Это позволило не только сохранить существующие зарубежные направления, но и заложить основу для дальнейшего расширения маршрутной сети.
В 2006-м по инициативе Сергея Николаевича Скуратова «Уральские авиалинии» начали масштабное переоснащение воздушного парка. На смену советским лайнерам пришли современные Airbus. Этот шаг, который предпринял Скуратов Сергей, потребовал масштабных инвестиций не только в сами самолеты, но и в комплексное обучение персонала.
Современный авиационный флот перевозчика представлен исключительно самолетами семейства Airbus. Летный состав компании высоко оценивает их за технические характеристики и надежность, называя эти машины «шедевром» авиастроения.
Траектория взлета. Что стоит за подготовкой пилотов
Сергей Скуратов, биография которого как пилота не завершилась с назначением на должность главы авиакомпании, всегда ставил в приоритет качественную подготовку экипажа. Будучи авиатором с многолетним опытом, он лично участвовал в обучении и аттестации пилотов на разных типах самолетов. При Скуратове Сергее Николаевиче была выстроена комплексная система подготовки летчиков, позволяющая оттачивать навыки управления воздушными судами в любых, даже непредвиденных условиях.
В 2012-м «Уральские авиалинии» совершили прорыв в развитии системы подготовки пилотов. Скуратов Сергей инициировал открытие собственного центра с передовым тренажером. Уникальный симулятор, созданный по заказу нидерландской Sim Industries, позволил отказаться от дорогостоящего обучения экипажей за рубежом.
Тренажер представляет собой точную копию кабины реального самолета Airbus A320, обеспечивающую 95-процентное соответствие условиям настоящего полета (за исключением физических перегрузок и некоторых аспектов визуализации). Виртуальная база данных симулятора включает 33 аэропорта, каждый из которых воссоздан с максимальной детализацией, отмечает Скуратов Сергей. Пилоты видят:
-
точное отображение рельефа местности
-
расположение взлетно-посадочных полос
-
системы радионавигации
-
светотехническое оборудование
-
схемы рулежных дорожек
-
места стоянок воздушных судов
Скуратов Сергей установил строгие стандарты подготовки — при трудоустройстве в штат авиаперевозчика каждый пилот обязан отработать на тренажере не менее 32 часов. Ежегодно летный состав проходит минимум 16 часов практики по отработке действий в нештатных ситуациях.
В контексте обеспечения максимальной безопасности полетов Скуратов Сергей внедрил обязательную программу ежегодных тренировок по отработке навыков ручного пилотирования.
По его словам, сегодня в летной команде компании «Уральские авиалинии» много молодых, но исключительно лучших пилотов-инструкторов. В авиации существует негласное деление: есть летчики от Бога и отличные летчики — посредственных в этой профессии быть не может, подчеркнул Сергей Николаевич Скуратов.
В настоящее время коллектив перевозчика насчитывает свыше 3,5 тысяч сотрудников, среди которых особое место занимают представители авиационных династий, продолжающие семейные традиции пилотирования. Профессионализм команды возглавляемой Скуратовым Сергеем компании неоднократно отмечался высокими государственными и отраслевыми наградами.
Система отбора пилотного состава в «Уральских авиалиниях» отличается особой тщательностью. Наличие диплома летного училища — лишь первый шаг на пути к штурвалу лайнера. Кандидаты проходят многоступенчатый отбор, начиная с комплексного собеседования, где проверяется их владение английским языком и глубина знаний в ключевых областях авиации — аэродинамике, метеорологии и навигации. Успешно прошедшие первичный отбор приступают к интенсивной программе переподготовки. Она начинается с занятий на тренажерах и завершается практическими полетами на реальных воздушных судах.
С 2015 года инфраструктура возглавляемого Скуратовым Сергеем уральского перевозчика усилилась современным авиационным техническим центром. Занимающий площадь более восьми тысяч квадратных метров комплекс спроектирован с учетом разных типов воздушных судов.
Скуратов Сергей. География полетов: с Урала по всей России
В годы, когда «Уральские авиалинии» возглавлял Скуратов Сергей Николаевич, были запущены процессы активного развития маршрутной сети. В коммерческой службе авиаперевозчика ключевые позиции занимают специалисты с математическим образованием и развитым логическим мышлением. Таких профессионалов Скуратов Сергей всегда считал особенно ценными для авиакомпании. Запуску каждого нового направления предшествует тщательный анализ: просчитывается маршрут, составляются прогнозы и детальный бизнес-план.
В компании «Уральские авиалинии» действует специальная переговорная группа, отвечающая за развитие международного сотрудничества. Эксперты занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, согласованием новых воздушных маршрутов и получением слотов в иностранных аэропортах.
Со слов Скуратова Сергея, сегодня маршрутная сеть перевозчика охватывает 169 направлений.
Статистика роста пассажиропотока
В период руководства Сергея Николаевича Скуратова «Уральские авиалинии» демонстрировали впечатляющую динамику роста пассажиропотока. За тридцать лет работы услугами авиаперевозчика воспользовался каждый пятый россиянин. Самолеты с узнаваемым красно-синим логотипом стали символом надежности и доступности воздушных путешествий для миллионов пассажиров по всей стране.
Так, с 2007 по 2019 год компания показывала стабильный ежегодный рост числа перевезенных пассажиров, увеличив этот показатель с 1,2 до 9,6 миллионов человек. Даже глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19 в 2020 году и приведший к снижению пассажиропотока до 5,6 миллионов человек, не смог надолго остановить его дальнейшее увеличение. Благодаря эффективным антикризисным мерам, которые принял Сергей Николаевич Скуратов, уже в 2021 году перевозчик практически полностью восстановил доковидные показатели, обслужив 9 миллионов человек.
К середине 2024-го «Уральские авиалинии» достигли впечатляющего показателя: каждый двенадцатый пассажир в России выбирал именно эту компанию. Высокая интенсивность полетов подтверждается и эффективностью использования авиапарка: в летний сезон ежемесячный налет одного самолета достигает 500 часов, что свидетельствует о максимальной загрузке воздушного флота и грамотном планировании маршрутной сети.
Сергей Скуратов. Социальная ответственность
При Сергее Скуратове «Уральские авиалинии» стали не только успешной бизнес-структурой, но и одним из крупнейших налогоплательщиков Екатеринбурга и Свердловской области.
Авиаперевозчик придерживается высоких стандартов условий труда. В 2024-м Сергей Скуратов согласовал изменения в коллективном договоре, рассчитанном до 2027 года, которые расширили социальные гарантии сотрудников. Документ предусматривал увеличение финансовой поддержки коллектива:
-
втрое выросли выплаты при рождении детей
-
на 40% повысились компенсации за детсады и медицинское страхование наземного персонала
-
на 16% выросло возмещение расходов на врачебно-летную экспертизу.
Особое внимание было уделено летному составу, которому увеличили надбавки за качество работы.
Благотворительность
Сергей Скуратов, биография которого была сопряжена с развитием авиаперевозчика до 2024 года, неоднократно отмечал, что «Уральские авиалинии» — социально ответственная компания. Она ведет масштабную благотворительную деятельность, сотрудничая с рядом некоммерческих организаций страны.
При Скуратове Сергее Николаевиче «Уральские авиалинии» разработали проект «Крылья добра», реализуемый в партнерстве с «Русфондом» и БФ Константина Хабенского. В его рамках пассажиры могут направить в фонды накопленные за полеты бонусные баллы, где они трансформируются в реальную помощь — авиабилеты для детей, нуждающихся в лечении в специализированных клиниках, их родителей и врачей.
Кроме того, под руководством Сергея Скуратова организация активно развивала собственные инициативы в сфере доступности авиаперевозок. В сентябре 2023 года компания запустила программу поддержки различных категорий пассажиров, предоставив 25-процентную скидку на внутренние рейсы для молодежи от 12 до 23 лет и граждан пенсионного возраста (мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет).
Особого внимания заслуживает инициатива авиакомпании по предоставлению 50-процентной скидки на авиабилеты для детей. Эта программа, запущенная при Сергее Скуратове, реализуется за счет собственных средств перевозчика, без госсубсидий.
Сергей Скуратов. Новая глава жизни после 30 лет в авиации
После выхода на пенсию и завершения авиационной биографии Сергей Скуратов сохраняет активный образ жизни: поддерживает физическую форму утренними тренировками, играет в гольф и проводит время с семьей. Имея огромный опыт в авиации, он готов делиться экспертными знаниями в качестве консультанта и участвовать в обсуждении вопросов развития отрасли. Также Скуратов Сергей осуществляет благотворительную деятельность.
Личная жизнь
Женат.
Увлечения — теннис, горнолыжный спорт.