Американские санкции вынудили Литву отказаться от транзита удобрений из Белоруссии

С декабря этого года Литва остановит транзит калийных удобрений от «Беларуськалия». На принятие этого решения повлияли санкции США. Об этом сообщил литовский министр транспорта Марюс Скуодис. Его слова были обнародованы в пятницу, 13 августа.
Как заявил руководитель ведомства, эти удобрения составляют примерно одну треть от общего числа грузов, перевозимых по литовским железным дорогам и через Клайпедский порт. Однако, заметил Скуодис, в случае если субъект находится под санкциями, предприятия предпочитают избегать лишних рисков и отказываются от каких-либо бизнес-отношений с ним. Штаты 9 августа ввели ограничительные меры не только против «Беларуськалия», но и ряда других белорусских компаний. В отношении «Беларуськалия» в июне также вводил санкции Евросоюз. Однако они коснулись только части продукции.
Компании, согласно требованию Минфина США, должны свернуть сделки с белорусским производителем удобрений (и с любой другой фирмой, в которой он владеет от 50% активов) в течение четырех месяцев. В санкционный список не включат по формальным признакам Белорусскую калийную компанию. В ней национальному производителю принадлежит 48%. Трейдер станет работать в правовом поле, подчеркнули в БКК.
Российские перевозчики не готовы рисковать и заключать контракты с «Беларуськалием» на перевозку калия по территории страны. Источники «Коммерсанта» рассказали, что уже несколько лет обсуждается вопрос переориентации перевалки белорусских удобрений из Прибалтики в порты РФ. В Ленинградской области собирались строить собственные мощности «Беларуськалия» для экспорта. Однако компания в итоге от этой инициативы отказалась.
Единственным реальным каналом для «Беларуськалия» может быть экспорт через Россию. Об этом в разговоре с журналистами сказал глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он подчеркнул, что отечественные операторы определенным образом рискуют из-за санкций. Однако нет четких формулировок, что ограничения коснутся именно операторов. Грузоотправителем и экспедитором может выступить специально созданная российская компания.