АКИТ оценила потери бюджета от нелегальной онлайн-торговли алкоголем
Общий объем нелегальных продаж алкоголя в интернете составляет около 50 миллиардов рублей в год, из за чего бюджет недополучил только в 2022 году 20 миллиардов рублей, заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
«При сохранении ситуации показатель бюджетных потерь вырастет до 68 миллиардов рублей в год. Таким образом, суммарный объем за пять лет превысит 250 миллиардов рублей», — сказал Соколов в ходе дискуссии на тематической площадке «ВиноГрад» на ПМЭФ-2023.
По его словам, отрасль и государство страдают от запрета на доставку алкоголя, введенном в 2007 году. Соколов отметил, что опросы общественного мнения показывают: 79% россиян вообще не знают о таком запрете.
За время действия ограничений весь рынок интернет-торговли в России вырос в 178 раз, до 5 триллионов рублей по итогам 2022 года, из которых 680 миллиардов рублей пришлись на доставку продуктов питания и готовой еды. Но при этом нелегальные продажи алкоголя в Сети Соколов оценил в 50 миллионов рублей.
По словам главы АКИТ, число поисковых запросов «алкоголь с доставкой» растет ежегодно более чем на 50%. «Повышенный спрос привел к тому, что практически в любом крупном городе нашей страны можно заказать алкоголь с доставкой на дом. Да, ассортимент скуден, поскольку доставка не является легальной», — сказал Соколов. По его данным, за прошлый год было заблокировано более 6800 сайтов, а количество их «зеркал» выросло на 70%.
Легализация доставки, по его мнению, решит эту проблему, считает глава АКИТ. «Когда мы выбираем не подход запретов, а наоборот контролируем легализацию доставки — что мы уже увидели на лекарственных препаратах и ювелирных изделиях — легальный рынок выдавливает теневой, и происходит это довольно быстро», — подчеркнул Соколов.
АКИТ подготовила ряд предложений по решению проблемы нелегальной торговли алкоголем в Сети. Ассоциация предлагает:
разрешить продажи и доставку алкоголя любой крепости и категории;
не вводить ограничения по срокам доставки, иначе теневой рынок все равно будет побеждать;
на первом этапе установить критерии для игроков рынка, в частности, для ритейлеров поставить отсечку в 1 миллиард рублей по обороту, а для общепита — в 50 миллионов рублей. Для производителей никаких критериев вводить не нужно, за исключением наличия лицензии, которая позволяет реализовывать алкоголь
с помощью цифровых технологий контролировать время продажи и возраст покупателя