Top.Mail.Ru

Банки выступили против раскрытия причин отказов в кредитах

13.01.202109:50

Банки выступили против инициативы обязать их раскрывать клиентам причины отказов в кредитах. Они попросили депутатов не менять существующий порядок выдачи кредитов.  

Ассоциации банков России (АБР) направила письмо главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову, сообщил РБК. В нем банкиры раскритиковали поправки в закон «О потребительском кредите», которые парламентом Калмыкии внес в Госдуму в конце октября. Участники рынка заявили, что изменение существующих правил угрожает интересам кредиторов, при этом не приносит пользы потенциальным заемщикам. 

Сейчас банки могут отказаться заключать кредитный договор с клиентом без объяснений. Законопроект предлагает обязать кредиторов давать несостоявшимся заемщикам «мотивированное объяснение с причинами отказа». По мнению авторов инициативы, принятия поправок даст клиентам возможность устранить причины отказов. В АБР уверены, что дополнительные знания ничего российским заемщикам не дадут. Однако смена практики создаст риски для банков.

Начальник правового управления ассоциации Сергей Клименко объяснил, что раскрывать причины отказа затруднительно из-за коммерческой тайны. Она распространяется на внутренние модели оценки платежеспособности клиентов. При этом скоринговые модели у всех банков разные. По его словам, из-за отсутствия единого подхода, клиенты еще больше запутаются. Кроме того, это может привести к росту жалоб заемщиков в Центробанк, суды и другие структуры. 

С начала 2021 года жалобы банковских клиентов также может рассматривать финансовый омбудсмен, но его работу будут оплачивать кредитные организации. Если он встанет на сторону потребителя, банк должен будет выплатить за рассмотрение спора 27,9 тысячи рублей, если жалоба окажется необоснованной — 9,3 тысячи рублей.

В АБР добавили, что у россиян уже есть возможность оценивать свои шансы на получение кредитов. Россияне могут два раза в год запрашивать свою кредитную историю в бюро бесплатно, чтобы анализировать свою платежную нагрузку. По словам Клменко, этого достаточно, чтобы не столкнуться с распространенной причиной отказов. 

При этом, если подходы к скорингу будут раскрыты, заемщики начнут подстраивать свое поведение ради улучшения личных рейтингов. Участники рынка уверены, что вырастут риски мошенничества со стороны недобросовестных граждан. Кроме того, скоринговые модели банков строятся на большом объеме данных, которые сложно интерпретировать на понятном неспециалисту языке. Перечень ответов в таком случае придется стандартизировать. 

В ОНФ согласились, что скоринговые модели банков должны оставаться под защитой. По ее словам, это дорогостоящий для кредиторов инструмент. Он может принести серьезные потери не только банку, но и его клиентам, если попадет в руки мошенников. Однако полностью отказываться от обоснования решений по кредитам несправедливо по отношению к потребителю. В организации предложили банкам информировать потребителей о необходимости следить за кредитным рейтингом, кредитной историей и своим уровнем предельной долговой нагрузки.

Гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин, в свою очередь, указал, что раскрытие причин отказов при выдаче кредитов применяется за рубежом. По его словам, такой подход принес незначительную выгоду хорошим заемщикам.