Top.Mail.Ru

Бизнес назвал политическую обстановку в стране поводом для эмиграции

29.01.202109:00

Каждый четвертый предприниматель в России признался, что политическая обстановка в стране — причина рассматривать возможность переезда на постоянное место жительства за границу. Таковы результаты опроса образовательной компании Like Центр, которые оказались в распоряжении журнала «Компания». 

Like Центр изучила настроения предпринимателей из сферы микро- и малого бизнеса на фоне последних политических событий в стране. В опросе приняло участие 1 200 респондентов. 

Результаты исследования показали, что большинство предпринимателей (82,4%) следят за политическими событиями в стране, но при этом негативных последствий для своего бизнеса не видят. 30% из них отметили, что интересуются темой регулярно. При этом серьезных последствий для своего бизнеса предприниматели не ждут. Так, 37,5% уверены, что политическая ситуация в России никак не повлияет на результаты их бизнеса. Еще 34,8% допускают незначительные изменения как в лучшую, так и в худшую сторону. Только 21,1% считает, что вести бизнес в стране станет труднее. 

Оказалось, что предпринимателей больше заботят экономические сложности, не связанные с политикой.  В числе главных проблем в абсолютном большинстве случаев предприниматели называли коронавирус (53,8%). На уменьшение спроса на товары и услуги, снижение среднего чека и количества клиентов пожаловались 41,1% предпринимателей, на проблему с кадрами — 33,7%, на кассовые разрывы и недостаток оборотных средств — 29,9%. 

Среди прочих трудностей предприниматели озвучили высокую налоговую нагрузку (23,1%), высокую конкуренцию на рынке (26,9%), снижение маржинальности и общей рентабельности (26,5%), сложности с привлечением инвестиций (14,4%).  

Однако каждый четвертый предприниматель (25,3%) признался, что политическая обстановка в стране — причина рассматривать возможность переезда на постоянное место жительства за границу. 

Генеральный директор образовательной компании Like Центр Василий Алексеев отметил, что бизнес сконцентрировался на решении проблем, связанных с пандемией и ограничительными мерами. По его словам, предприниматели пытаются использовать возможности, которые появились на рынке, в том числе расширения своего присутствия за счет выхода на онлайн-рынок и возросшего спроса из-за банкротства конкурентов. 

Результаты опроса показали различия ожиданий российских предпринимателей по политическим вопросам и их коллег из Белоруссии. Аналогичный опрос  Like Центр, проведенный в ноябре 2020 года, показал, что 64,2% белорусских предпринимателей считают внутреннюю политическую нестабильность причиной падения доходов бизнеса. 6,2% респондентов заявили, что политическая обстановка заставила их задуматься о том, чтобы закрыть бизнес. Еще 15,4% участников опроса признались, что не видят возможности для развития бизнеса в Беларуси и ищут решения, чтобы вывести бизнес в другую страну. Почти каждый третий из тех, кто думал начать бизнес, на тот момент отказались от идеи.

Like Центр — одна из крупнейших образовательных компаний в России для начинающих и действующих предпринимателей. Ее основал бизнесмен Аяз Шабутдинов. В 2019 году 10,5 % доли в ООО «Лайк Бизнес» (управляющей компании Like Центра) через один из своих фондов приобрел один из основателей группы Qiwi Сергей Солонин.