Top.Mail.Ru

Бизнес оценил готовность к обязательной маркировке молочной продукции

01.12.202113:59
Фото: Пресс-служба ЦРПТ Фото: Пресс-служба ЦРПТ

В России с 1 декабря стартовал третий этап цифровой маркировки молочной продукции. К ней подключаются производители молочных продуктов со сроком хранения 40 дней и менее. Регистрацию и учет в государственной системе «Честный знак» прошли почти 100% производителей такой продукции, сообщили в пресс-службе оператора маркировки  Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). 

Маркировку товаров этой категории вводили постепенно: с января 2021 года маркировать молочные продукты разрешали добровольно, с 1 июня требование стало обязательным для сыров и мороженого, а с 1 сентября — для молочных продуктов сроком годности свыше 40 дней, а с 1 декабря требования стали обязательными для молочной продукции со сроком хранения 40 дней и менее. 

Заместитель генерального директора оператора национальной системы маркировки «Честный знак» Реваз Юсупов рассказал «Компании», что регистрация участников оборота в системе маркировки началась с 20 января. С того момента к «Честному знаку» присоединились почти все производители, выпускающие продукцию со сроком годности 40 дней и менее. По его словам, все необходимое оборудование для выпуска товаров с кодами маркировки готово. На сегодня это более 90 типографий, мощности которых покрывают потребности отрасли.

Готовность к обязательной маркировке также подтвердили в Молочном союзе России. На большинстве предприятий завершили пусконаладочные работы, готовы производственные линии. В ассоциации отметили, что молокоперерабатывающие предприятия готовы начать поставки своей продукции в торговые сети уже с 1 декабря. 

При этом как крупные, так и небольшие производители отметили, что начали подготовку процесса задолго до его введения. Это позволило им наладить процесс к сроку и избежать задержек в поставках оборудования. Об этом, в частности, сообщил вице-президент ГК «Чистая линия» Армен Бениаминов. 

«К обязательной маркировке мы подготовились заранее, так как у нас был первый и второй этап молочной продукции. Под третий этап у нас подпадает молочная продукция со сроком хранения 40 дней и менее, в том числе творог, сметана, йогурт, сливки», — рассказал Бениаминов. Он добавил, что в процессе подготовки к маркировке компании оказали поддержку специалисты отраслевых министерств. 

С 1 декабря маркированную продукцию начнет выпускать одна из лидирующих в стране по площади сельскохозяйственных земель компания — Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева. По словам генерального директора по пищевым производствам предприятия Юрия Ейбоженко, на третьем этапе у компании запускаются 24 линии. Объем производства в сутки достигает 350 тысяч единиц продукции. Ейбоженко рассказал, что в основном предприятие маркирует продукцию типографским способом печати. Однако небольшое количество компании все же приходится наносить своими силами. 

В группа компаний «Доминант» запустили маркировку на 22 линиях. «Мы в штатном режиме прошли предыдущие этапы. Так как у нас уже был опыт, приобретенный при внедрении двух первых этапов маркировки, все вопросы решали уже заранее, чтобы избежать, к примеру, задержек в поставках оборудования», — отметила представитель группы компаний Наталья Кэлугэряну. 

Группа компаний «Молочный кит» (Полевской молочный комбинат и Богдановичский городской молочный завод) начала подготовку в начале 2021 года и готова наносить коды на продукцию. В компании — 15 линий на ПМК и девять линий на БГМЗ. 

Обязательная маркировка упакованной минеральной воды

Кроме того, с 1 декабря в России стартовала маркировка упакованной воды. В ЦРПТ  напомнили, что  регистрация в государственной системе маркировки «Честный знак» началась с 1 сентября. Ее прошли 900 производителей и 130 импортеров, которые в совокупности обеспечивают 95% общего объема рынка. 

Введению маркировки предшествовал эксперимент, который позволил участникам ознакомиться с работой «Честного знака», а также определиться с необходимым оборудованием. «На данный момент почти все производители завершили подготовку и начали выпуск минеральной воды с кодами маркировки», — сообщил Юсупов.

Продукция уже начала поступать в торговые сети, и потребители могут убедиться в ее легальности. В  «Холдинг Аква» (бренд «Ессентуки») отметили, что нововведение позволит защитить продукцию от подделок. В компании подчеркнули, что выбрали наиболее опробованное решение: принтер-аппликатор. Он печатает код на самоклеющийся стикер и наносит его на винтовой колпачок. 

«Несмотря на естественные сложности, вызванные процессом внедрения нововведения, нам удалось подготовить свои производственные площадки к цифровой маркировке в срок. <...> Надеемся, что в скором времени мы увидим положительный эффект от этого, нового для нашей группы товаров, механизма контроля», — отметил операционный директор компании «Холдинг Аква» Сергей Ермоленко. 

В компания «Горный ключ» сообщили, что в совокупности затраты на весь процесс маркировки составили всего 75 тысяч рублей. Они маркируют четыре номенклатуры товарной группы. 

«У нас небольшое производство, до 10 тысяч девятнадцатилитровых бутылок в месяц. <...> Мы приобрели новый компьютер, термотрансферный принтер, программное обеспечение взяли в аренду, ручной аппликатор и теперь наносим коды», — сообщил генеральный директор компании Игорь Черников.

Директор по производству «ПК Аквалайф» Андрей Чмиль отметил, что с 1 декабря компания запускает маркировку только на площадке «Черноголовка», на остальных трех производственных площадках — с 1 марта 2022 года. Под маркировку попала также импортная продукция. Производитель минеральной воды Donat — «Атлантик Група» — принял решение маркировать продукцию на заводе в Словении. Компания производит лечебно-минеральную воду Donat и в системе маркировки выполняет роль производителя, импортера и оптовика. 

«Мы приняли решение о самостоятельной маркировке на производственной линии с полной агрегацией. На российском рынке мы получаем запросы от потребителей с просьбой доказать подлинность минеральной воды Donat, и благодаря новой системе маркировки потребитель отныне сможет решить, товар какого качества, по какой цене он готов приобрести, не опасаясь мошенничества», — сообщил IT-аналитик «Атлантик Брендс» (дочерняя компания «Атлантик Група») Николай Тополов.