Top.Mail.Ru
бизнес

На границе с ЕС образовались километровые пробки из российских фур

Фото:  Наталия Федосенко / ТАСС Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Бизнес предупредил правительство о возможных перебоях при поставке товаров из-за миграционного кризиса на границе Польши и Белоруссии. Нарушенный товарообмен между РФ и Евросоюзом может привести к росту цен в российских магазинах.

Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ; в него входят Danone, Mars, Metro, PepsiCo, Sanofi, Coca-Cola и Unilever) направил письмо первому вице-премьеру России Андрею Белоусову, пишет «Коммерсант». В нем говорится об угрозе перебоев с поставками товаров из-за транспортного коллапса на контрольно-пропускном пункте «Бобровники», где образовалась 25-километровая пробка из грузовиков. 

В результате время перехода для одной машины выросло до 80 часов, а день простоя грузовика обходится минимум в 500 евро. Пробки также начали образовываться на альтернативных объездных маршрутах через Латвию или Литву. При этом проезд по этим путям без учета пробок увеличивает затраты на одну машину минимум на 300 евро. 

Через эту границу проходит около 10% российского импорта в натуральном выражении, в том числе товары первой необходимости, медизделия, сырье, компоненты, упаковка и оборудование. При этом более 90% поставок приходится на автомобильный транспорт. 

Как миграционный кризис отразится на россиянах 

С задержками уже столкнулись крупные ритейлеры, а поставщики предупредили о рисках роста цен. Собеседник издания в крупной торговой сети отметил, что у компании на КПП «Бобровники» стоит несколько автомобилей. Пока ситуация не критическая, но прогнозировать дальнейшее развитие и последствия сложно. В PepsiCo (бренды Pepsi, Lay’s, J7, «Домик в деревне») отметили, что ситуация с прохождением границы ухудшается. В AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) предупредили, что в перспективе она может привести к дефициту продукции.  

В «Руспродсоюза» отметили, что сложности с логистикой негативно сказываются на рентабельности поставщиков из-за простоя автотранспорта. Само по себе перенаправление грузов на другой КПП не решит проблему, добавил управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян.  По его словам, пропускная способность остается ограниченной с учетом действующих мер контроля и возможностей инфраструктуры. Белорусское направление для России — основное, а прибалтийский транзит ограничен.

Участники рынка и эксперты подчеркнули, что не видят логистического решения проблемы и рассчитывают на политическое урегулирование вопроса. «Сохранение сложившейся ситуации может существенным образом повлиять на цепочки поставок и доступность товаров для населения, особенно учитывая увеличивающийся грузооборот и повышенный спрос на продукцию в преддверии новогодних праздников»», — говорится в заявлении КСИИ. 

Представители бизнеса попросили оказать содействие обеспечению межведомственной координации и подготовке к увеличению грузопотоков, в том числе через границу России с Латвией. В пресс-службе правительства заявили, что пока не получило письмо. 

Участники рынка международной логистики уже указывали на существенное подорожание автоперевозок между Россией и Европой в октябре. К нему привели растущий дефицит водителей и машин, проблемы с документами, пробки на границе и взлет спроса под угрозой риска новых антиковидных ограничений. Кроме того, участники рынка также заявили об увеличении расходов на топливо и обслуживание машин, количества платных дорог, тарифов «Платона». 

В  логистической компании FM Logistic в России заявили, что ставки увеличились на 15–20%, в «Траско» сообщили о росте на 10–30%, в зависимости от страны и направления перевозки (импорт/экспорт). Политический кризис только усугубит сезонные проблемы предновогоднего автотранзита на западном направлении. 

Миграционный кризис на белорусско-польской границе длится несколько месяцев, но обострился в начале ноября. Беженцы, которые стремятся попасть в Евросоюз, разбили в приграничной зоне на белорусской территории стихийный лагерь. Они несколько раз пытались штурмовать границу Польши. Польские власти усилили охрану у границы и направили туда спецтехнику. Варшава приняла закон о строительстве на границе с Белоруссией капитального заграждения. 

Западные страны обвинили Белоруссию в умышленном создании кризиса. Евросоюз ввести новые ограничения против Минска. По информации СМИ, они могут коснутся белорусских чиновников, а также ряд авиакомпаний. Премьер Польши Матеуш Моравецкий предупредил 21 ноября, что страна готова полностью закрыть границу с Белоруссией, а вместе с ней транзит и торговлю с этой страной. Президент Белоруссии Александр Лукашенко отрицает все обвинения. Он пригрозил Польше, что ответит Европе, перекрыв транзит со своей стороны — в том числе российского газа.

прочитать весь текст