БРИКС призвали взять на себя роль единого переговорщика в рамках Парижского соглашения

30.08.202414:53

БРИКС может стать неким климатическим ОПЕК, взяв на себя роль единого переговорщика в рамках статьи 6 Парижского соглашения и трансграничного налога. Чтобы это получилось, нужно утвердить высокие стандарты качества реализации климатических проектов, грамотные методологии, список аккредитованных по стандарту валидаторов и верификаторов.

Также необходимо наделить реестр БРИКС контролирующей функцией, чтобы избежать выпуск фальсифицированных или некачественных углеродных единиц, заявил в своем выступлении в рамках форума «Климатическая повестка БРИКС в современных условиях» генеральный директор AIM Carbon Игорь Ахмеров. Выступление состоялось на сессии «Климатические проекты: ключ к достижению целей Парижского соглашения», где обсуждалась реализация климатических проектов (NBS) как одного из самых эффективных способов сокращения выбросов парниковых газов.

Игорь Ахмеров напомнил, что для выполнения целей Парижского соглашения по ограничению роста температуры в пределах 1,5 °C от доиндустриального уровня к 2100 году, к 2030 году необходимо достичь дополнительного изъятия из атмосферы 19 миллиардов тонн CO2-экв. в год за счет сокращения и поглощения выбросов. ООН поставила цель по увеличению поглощения экосистемами на пять — шесть миллиардов тонн в год к 2050 году.

Без масштабного использования проектов NBS достижение этой цели невозможно, считает эксперт. При этом сегодня NBS слабо используются для достижения целей Парижского соглашения: из 86 заключенных двусторонних соглашений в 72% не заявлено еще ни одного проекта.

«Если посмотреть на требования основных покупателей, квалифицированных в рамках 6.2, таких, например, как Швейцария, Япония, Сингапур, то мы увидим, что NBS не являются их приоритетом. Всего на данный момент в соответствии с последними данными, в том числе и ЮНЕП, в рамках статьи 6.2 всего зарегистрировано всего 140 проектов. Из них: 119 Японией, 20 Швейцарией и один Южная Корея», — рассказал Ахмеров.

Из 21-го проекта только один является природно-климатическим проектом в сельском хозяйстве, 20 — технологическими (предотвращение выбросов метана и хлорфторуглеродов (7), ВИЭ (5), еще четыре касаются электрического транспорта и четыре — экологически чистые кухонные печи и использование биомассы (4).

Только пять проектов из 21 прошли процесс авторизации, ежегодный суммарный выход углеродных единиц которых составит 829 тысяч тонн СО2-экв./год. Было выпущено только 1,9 тысячи тонн СО2-экв. по первому проекту Bangkok E-Bus Programme. По остальным 16 проектам, которые еще не прошли авторизацию, суммарный выпуск оценивается в 8,2 миллиона тонн СО2-экв. к 2030 году (ежегодно примерно 1,36 миллиона тонн СО2-экв.).

По словам Ахмерова, проблема заключается в том, что к качеству реализации климатических проектов со стороны покупателей есть высокий уровень недоверия. И существующие и заявленные проекты по пункту 6.2 Парижского соглашения будут создавать ежегодное предложение, равное трем миллионам тонн СО2-экв.

По данным IETA, объем рынка по статье 6.2 к 2030 году составит примерно три миллиарда тонн СО2-экв./год. С учетом объема выпуска существующих и заявленных проектов по статье 6.2 в размере три миллиона тонн CO2-экв., закрыт 1% потенциального спроса к 2030 году.

Это, безусловно, сильно меньше того, что необходимо реализовать, если мы хотим выполнить цели Парижского соглашения.

«Для раскрытия потенциала и возможности рынка NBS в рамках статьи 6.2 нужно фокусироваться на таких вопросах, как развитие и выработка единой международной правовой базы, обеспечение прозрачности процессов взаимодействия между странами и принятие единых стандартов в части верификации проектов независимо от их вида», — считает руководитель AIM Carbon.

По его мнению, роль БРИКС как единого переговорщика в рамках статьи 6 Парижского соглашения, трансграничного налога и так далее в качестве некоего климатического ОПЕК может быть гораздо более важной.

Чтобы это получилось, нужно утвердить высокие стандарты качества реализации климатических проектов, грамотные методологии, список аккредитованных по стандарту валидаторов и верификаторов, а также наделить реестр БРИКС контролирующей функцией, чтобы избежать выпуск фальсифицированных или некачественных углеродных единиц.

Это повысит доверие к реестру и может создать дополнительный спрос на единицы БРИКС со стороны покупателей из стран, не входящих в БРИКС, уверен Ахмеров.