Число россиян с денежными сбережениями увеличилось до 32%
Доля россиян, которые имеют сбережения в 2024 году возросло, хотя по-прежнему отстает от показателей других стран. При этом наиболее популярными способами хранения денег оказались банковские вклады.
Это следует из результатов исследования, которое провели эксперты компании «Яков и партнеры» и исследовательского холдинга РОМИР. Выяснилось, каждый третий респондент из имеющих сбережения имеет накопления, которых хватило бы на проживание всей семьи в течение более чем полугода. По сравнению с 2022-м доля таких граждан увеличилась с 21% до 32%, причем больше всего их оказалось среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.
Исследование проводилось в мае на базе Лонгитюдной системы РОМИР – социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.
Доля россиян, которые имеют сбережения, увеличилась на 3% по сравнению с декабрем 2022-го. При этом еще в 2010 году соответствующий показатель был равен всего 30%, иными словами за последние годы он вырос в 1,8 раза. Россия по этому показателю все еще отстает от многих развитых и развивающихся стран, в том числе от Японии (83%), Австралии (76%), Германии (70%), Индии (69%) и США (68%). Авторы исследования подчеркивают, что такое отставание свидетельствует о значительном потенциале стимулирования сбережений и привлечения капитала от населения в экономику.
Больше всего респондентов, имеющих какие-либо сбережения, по данным исследования, проживает в Дальневосточном (71%), Уральском (54%) и Сибирском (52%) федеральных округах, а меньше всего — в Приволжском (49%), Северо-Западном (48%) и Северо-Кавказском (45%) округах.
Самыми бережливыми оказались представители старшего поколения (59–78 лет). Накопления имеют 64% респондентов из этой возрастной группы. Для сравнения, у поколения X (38–58 лет) этот показатель составляет 54%, а у поколения 20-37 лет — только у 49%.
Склонность к сбережениям, как показало исследование, стимулирует вступление в брак. Так, 57% замужних/женатых респондентов имеют сбережения, против 49% среди холостых. При этом объем накоплений постепенно сокращается по мере увеличения количества детей в семье. При этом более половины респондентов (63%) с тремя и более детьми вообще не имеют никаких сбережений.
Ранее сообщалось, что на ПМЭФ прошла сессия «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?», в которой приняли участие крупнейшие представители e-commerce и банковского сектора страны. Почему ВТБ призвал торговые платформы больше инвестировать в защиту данных пользователей, а Альфа-банк напомнил о важности честной конкуренции, — в материале «Компании».