Дальнегорский ГОК переходит в госсобственность
Арбитражный суд Приморского края полностью удовлетворил иск заместителя генерального прокурора РФ к ООО «Фининвест» (Москва) и признал незаконными итоги приватизации Дальнегорского ГОКа.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточено около 3% мировых запасов бора, оно разрабатывается с 1960-х годов. Это единственный в России производитель борной кислоты.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО «Дальнегорский ГОК» через ООО «Радамант» принадлежит «Фининвесту». Материнской компанией самого «Фининвеста» является кипрский офшор Rakspol Trading Limited, принадлежащий, как уточняет РИА Новости, офшорной компании с Британских Виргинских островов.
Иск Генпрокуратуры был подан 2 августа. В ведомстве считают, что при приобретении долей в уставном капитале компании были допущены нарушения законодательства и сейчас активом владеет «группа лиц с участием резидентов иностранных государств».
В качестве обеспечительных мер суд наложил арест на 100% долей в уставных капиталах Дальнегорского ГОКа и «Радаманта», а также на все движимое (за исключением денежных средств) и недвижимое имущество этих компаний.
Это не единственный иск об изъятии частных активов в пользу государства. Генпрокуратура ранее подала иски о деприватизации акций компании «Сибэко», Пермского порта рыбопромышленного холдинга «Тефида», Ростовского оптико-механического завода и других.
«В случае, если приватизация предприятий в 90-е годы XX века осуществлялась с нарушениями, Генпрокуратурой проводится процедура отмены, как было в случае с компаниями "Метафракс Кэмикалс" и АО "Башкирская содовая компания". Решения по подобным искам в защиту нарушенных интересов Российской Федерации выносятся быстро, а шансов оспорить решение суда мало: все предыдущие решения по аналогичным делам выносились в пользу прокуратуры», — комментирует складывающуюся практику для журнала «Компания» Эмиль Юсупов, партнер юридической компании «Интерцессия».
Согласно позиции Верховного суда, срок исковой давности по таким делам начинается с момента, когда прокуратура узнает о допущенных при приватизации нарушениях. Могут быть оспорены итоги приватизации даже 30-летней давности, отмечает эксперт.