Деловая активность в сфере услуг упала до уровня января 2020 года
Индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг в России в декабре снизился до уровня января 2020 года и составил 48 пунктов. Об этом свидетельствуют данные исследования IHS Markit.
Согласно исследованию, весной 2020 года, когда началась пандемия, индекс падал до 12, а в июле, когда режим самоизоляции отменили, он поднялся до 58,5 пункта — максимальном показателе с июля 2008 года. Значение выше 50 пунктов говорит о росте деловой активности по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 — об общем снижении.
В ноябре индекс составлял 48,2. Снижение индекса в декабре 2020 года свидетельствует об умеренном сокращении деловой активности у российских поставщиков услуг. Как отметили в IHS Markit, полученные сведения говорят о том, что спад производства было вызвано сокращением клиентского спроса и дальнейшим уменьшением новых продаж.
В конце прошлого года компании сферы услуг отметили уже третье последовательное снижение объемов новых заказов. Это снижение объясняется спадом потребительского спроса и покупательной способности клиентов. Тем не менее, на этот раз темпы сокращения упали до минимальных и в целом были умеренными.
В декабре поставщики услуг снова указали на существенное повышение затрат. По словам экспертов, рост затрат объясняются увеличением цен у поставщиков и неблагоприятными колебаниями обменного курса.
Экономист IHS Markit Шиан Джонс подчеркнула, что темпы роста бремени затрат остались на исторически высоком уровне, а компании пытались перевести более высокие цены на клиентов там, где это возможно.
Компании частного сектора показывают, что снова началось падение новых экспортных заказов на фоне дельнейшего заметного спада спроса со стороны иностранных клиентов в сфере услуг. Кроме того, продолжает наблюдаться увольнения персонала. Темпы увольнения сотрудников в сфере услуг в декабре 2020 года стали выше, чем в ноябре.
В то же время компании сферы услуг в декабре 2020 года были настроены более оптимистично в отношении прогнозов на ближайший год. Это связано с надеждами на то, что пандемия закончится, и восстановится отложенный спрос после снятия всех ограничительных мер. Как показало исследование, деловые ожидания повысились до максимальных с августа, однако все еще остаются ниже среднего долгосрочного показателя (с 2001 года).