Десятку крупнейших операторов e-grocery возглавила X5 Group

Продукты питания стали самой быстрорастущей категорией на рынке e-commerce. В этом году онлайн-продажи продовольствия достигнут 400 миллиардов рублей, а к 2024 году могут превысить 1,1 триллиона рублей. При этом почти 90% из них обеспечат десять крупнейших игроков, считают в информационно-консалтинговом агентстве Infoline.
По итогам января — июня онлайн-продажи продуктов питания в России превысили 150 миллиардов рублей. Это в 2,5 раза превышает аналогичный уровень прошлого года, пишет «Коммерсант» со ссылкой на прогноз Infoline. В дальнейшем их доля увеличится с 5,3% до 18,8%. В «Яндексе» подтвердили эту информацию. По данным компании, во втором квартале продукты питания и товары повседневного спроса (FMCG) заняли долю в 39% в e-commerce FMCG, обогнав даже электронику (33%).
При этом, по данным Infoline, около 87% всех заказов сегодня приходится на десять крупнейших игроков. Лидером в сегменте по итогам первого полугодия осталась X5 Group (включает онлайн-гипермаркет «Перекресток. Впрок» и сервисы экспресс-доставки). Совокупный онлайн-оборот компании увеличился на 64,4%, до 23,6 миллиарда рублей год к году.
В десятку крупнейших операторов grocery-бизнеса также вошли:
- «Сбермаркет» — 21,7 миллиарда рублей (динамика год к году составила 223%);
- «ВкусВилл» — 21,2 миллиарда рублей (437%);
- «Самокат» — 15,9 миллиарда рублей (419%);
- «Яндекс.Лавка» — 11,7 миллиарда рублей (244%);
- Ozon — 11,3 миллиарда рублей (98%);
- Wildberries — 10,9 миллиарда рублей (147%);
- «Утконос» — 9,5 миллиарда рублей (17%);
- «Лента» — 3,6 миллиарда рублей (н/д);
- iGoods — 3,1 миллиарда рублей (-25%).
Катализатором развития онлайн-торговли продуктами в 2020 году стала пандемия коронавируса. У потребителей выработалась привычка заказывать продукты в интернете. Особенно заметна эта тенденция в крупных городах. Это привело к повышению доверия у покупателей. Аудитория активных клиентов за прошлый год выросла более чем на 40%, до 60 миллионов человек.
По словам гендиректора агентства Ивана Федякова, компании продолжают активно инвестировать в экспансию в регионы. При этом некоторые из них демонстрируют результаты, сравнимые с Москвой. Растущая инфляция позволяет производителям продуктов компенсировать увеличение себестоимости и наращивать поставки.
В Infoline считают, что появления новых крупных игроков ждать не стоит. Там отметили, что уровень консолидации рынка уже может быть предельным. В Nielsen, в свою очередь, предупредили, что российским онлайн-ритейлерам будет непросто достичь двузначной доли рынка в ближайшие два года. На это указывает опыт в других странах. Несмотря на «феноменальные» результаты 2020 года, в Великобритании доля онлайн-рынка FMGG составила 12%, во Франции — 10%, в Испании — 3%.
Руководитель направления онлайн-торговли «NielsenIQ Россия» Александр Шуркаев считает, что подтолкнуть дальнейшее расширение сферы позволит региональная экспансия сервисов, развитие ассортимента, включая категорию fresh, и запуск доставки алкоголя.