Top.Mail.Ru

Десятку крупнейших операторов e-grocery возглавила X5 Group

12.08.202111:10
Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Продукты питания стали самой быстрорастущей категорией на рынке e-commerce. В этом году онлайн-продажи продовольствия достигнут 400 миллиардов рублей, а к 2024 году могут превысить 1,1 триллиона рублей. При этом почти 90% из них обеспечат десять крупнейших игроков, считают в  информационно-консалтинговом агентстве Infoline.

По итогам января — июня онлайн-продажи продуктов питания в России превысили 150 миллиардов рублей. Это в 2,5 раза превышает аналогичный уровень прошлого года, пишет «Коммерсант» со ссылкой на прогноз Infoline. В дальнейшем их доля увеличится с 5,3% до 18,8%. В «Яндексе» подтвердили эту информацию. По данным компании, во втором квартале продукты питания и товары повседневного спроса (FMCG) заняли долю в 39% в e-commerce FMCG, обогнав даже электронику (33%).

При этом, по данным  Infoline, около 87% всех заказов сегодня приходится на десять крупнейших игроков. Лидером в сегменте по итогам первого полугодия осталась X5 Group (включает онлайн-гипермаркет «Перекресток. Впрок» и сервисы экспресс-доставки). Совокупный онлайн-оборот компании увеличился на 64,4%, до 23,6 миллиарда рублей год к году.

В десятку крупнейших операторов grocery-бизнеса также вошли:

  • «Сбермаркет» — 21,7 миллиарда рублей (динамика год к году составила 223%);
  • «ВкусВилл» —  21,2 миллиарда рублей (437%);
  • «Самокат» — 15,9 миллиарда рублей (419%);
  • «Яндекс.Лавка» — 11,7 миллиарда рублей (244%);
  • Ozon — 11,3 миллиарда рублей (98%);
  • Wildberries — 10,9 миллиарда рублей (147%);
  • «Утконос» — 9,5 миллиарда рублей (17%);
  • «Лента» — 3,6 миллиарда рублей (н/д);
  • iGoods — 3,1 миллиарда рублей (-25%).

Катализатором развития онлайн-торговли продуктами в 2020 году стала пандемия коронавируса. У потребителей выработалась привычка заказывать продукты в интернете. Особенно заметна эта тенденция в крупных городах. Это привело к повышению доверия у покупателей. Аудитория активных клиентов за прошлый год выросла более чем на 40%, до 60 миллионов человек. 

По словам гендиректора агентства Ивана Федякова, компании продолжают активно инвестировать в экспансию в регионы. При этом некоторые из них демонстрируют результаты, сравнимые с Москвой. Растущая инфляция позволяет производителям продуктов компенсировать увеличение себестоимости и наращивать поставки. 

В Infoline считают, что появления новых крупных игроков ждать не стоит. Там отметили, что уровень консолидации рынка уже может быть предельным. В Nielsen, в свою очередь, предупредили, что российским онлайн-ритейлерам будет непросто достичь двузначной доли рынка в ближайшие два года. На это указывает опыт в других странах. Несмотря на «феноменальные» результаты 2020 года, в Великобритании доля онлайн-рынка FMGG составила 12%, во Франции — 10%, в Испании — 3%. 

Руководитель направления онлайн-торговли «NielsenIQ Россия» Александр Шуркаев считает, что подтолкнуть дальнейшее расширение сферы позволит региональная экспансия сервисов, развитие ассортимента, включая категорию fresh, и запуск доставки алкоголя.