Доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться на 60% в 2025 году
В России доля грузовиков, которые приобретается в лизинг, может сократиться в 2025 году на 60%. Основная причина — резкий рост лизинговых ставок.
Об этом говорится в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro. Аналитики отметили, что в стремлении сократить количество выданных продуктов на объем капитала банки продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. На фоне резкого падения рентабельности компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарков.
В России за январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники уменьшилась на 21%, до 61 тысячи транспортных средств, в следующем году — может упасть еще на 60% год к году, до 38 тысяч единиц, заявил финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский.
Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году — до 26-27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3% год к году. «Несмотря на то, что 20 декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед», — пояснил Ромашевский.
Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов. К декабрю 2024-го среднемесячный лизинговый платеж увеличился на 40%, до 317 тысяч рублей на один грузовой автомобиль.
«Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 миллиона рублей», — рассказал операционный директор Dentro Илез Хамурзиев.
Ромашевский ожидает в 2025-м увеличения лизинговой ставки на 30 процентных пунктов, до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тысяч рублей. По мнению Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 миллионов рублей. «В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков», — пояснил операционный директор Dentro.
Финансовый директор ПЭК считает, что на фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 году на уровне 68%.
Для снижения финансовой нагрузки на перевозчиков в 2025 году, правительство РФ выделит 9,7 миллиарда рублей на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году, а значит — будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, считает президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
«Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно», — подчеркнул он.
По мнению Филатова, на фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. По данным НАПИ, в этом году порядка 17,5 тысячи грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.
«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На данный момент "АвтоГрузЭкс" готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом», — заключил Филатов.