Top.Mail.Ru

Доля сделок с конечными пользователями в строящихся бизнес-центрах за год выросла более чем в два раза

29.03.202312:02
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Число сделок с конечными пользователями в строящихся бизнес-центрах за год выросло более чем два раза, до 40%. Аналитики объясняют сложившуюся динамику высокой стадией строительства бизнес-центров на продажу, вышедших на рынок два года назад, в момент активного развития сегмента. 

Первичный рынок офисной недвижимости на продажу начал активно формироваться несколько лет назад. С учетом девелоперского цикла проекта, который в среднем составляет три года, сегодня в реализации на высокой стадии готовности представлены первые современные бизнес-объекты высокого класса, комментируют эксперты московского девелопера STONE HEDGE. 

«В условиях морального устаревания текущего предложения компании делают выбор в пользу новых бизнес-центров со сроком сдачи в 2023–2024 годах, где за сопоставимый бюджет можно приобрести более просторный и качественный офис, отвечающий запросам современных компаний. Этот фактор становится основным при выборе бизнесом офиса для собственного размещения», — рассказали в STONE HEDGE.  

Влияние на сегмент также оказывают структурные изменения рынка и экономики России. Сегодня основным драйвером спроса выступают отечественные компании, которые исторически предпочитали аренде владение офисом. Поддерживает спрос на строящиеся офисы со стороны конечных пользователей и тренд на консолидацию подразделений в рамках одного объекта: например, по данным STONE HEDGE, государственные структуры и представители промышленного сектора сегодня рассматривают для покупки площади в диапазоне от пяти до семи тысяч квадратных метров для объединения собственных подразделений в формате штаб-квартиры. 

Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, за первый квартал 2023 года составляет 250 квадратных метров. Сделки в диапазоне площадей 100–400 квадратных метров заключались с перспективой дальнейшего объединения блоков, что объясняется желанием компаний предусмотреть возможности расширения бизнеса. 

Основными покупателями лотов площадью порядка 400 квадратных метров выступают компании из банковского и финансового сектора, а также сегментов строительства и недвижимости. Более компактную площадь — до 250  квадратных метров — рассматривают представители малого и среднего бизнеса, который сегодня активно развивается, работая на импортозамещение, где наибольшую активность показывает сектор ТМТ. 

Средний бюджет покупки офиса площадью 250 квадратных метров в строящемся бизнес-центре в Москве сегодня составляет 89,5 миллиона рублей. В готовом бизнес-центре за аналогичную сумму можно приобрести почти в 1,5 раза меньшую площадь.

Согласно прогнозам, спрос на покупку офисов в строящихся бизнес-центрах в 2023 году сохранится на высоком уровне. Это обусловлено как ограниченным объемом ввода, так и привлекательной в сравнении с готовыми объектами ценой.

«У подавляющего большинства игроков строящиеся офисные центры в портфеле сегодня находятся на высокой стадии строительной готовности, а новые анонсированные объекты будут построены только после 2026 года. Все это позволяет говорить о том, что в 2024–2025 годах образующийся дефицит новых офисов может привести к росту ставок аренды — и компании, приобретающие офис для собственного размещения сегодня, делают вклад в стабильность своих расходов и сокращают риски на ближайшие годы», — заключили в STONE HEDGE. 

В настоящий момент совокупный проектный объем строящихся (завершение строительства запланировано в 2023–2026 годах) бизнес-центров распределен между 15 крупными проектами, более 80% предложения относится к классу А. При этом в открытом экспонировании представлено всего около 250 тысяч квадратных метров.