Эксперты заявили о назревающем потребительском кризисе в России
Россия вошла в пятерку европейских стран с худшими потребительскими настроениями. Особенно они ухудшились в самой экономически и политической активной категории населения. Это может стать «горючей смесью» для страны.
Индекс потребительской уверенности россиян во втором квартале текущего года снизился на 19% по сравнению с первым и достиг отметки минус 30%. В Дании и Швеции показатель снизился лишь до минус 2% и минус 5% соответственно, пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты расчета Индекса потребительских настроений Высшей школы экономики (ВШЭ).
В предыдущие кризисы отмечалось более серьезное падение индекса, однако в этот раз он упал стремительно – всего за один квартал. У таких темпов падения нет аналогов за всю историю расчета данных.
Наибольший пессимизм охватил самую производительную часть общества – людей в возрасте 30–49 лет, отметил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Именно эти россияне частично или полностью потеряли доходы, хотя обычно наиболее страдают в кризис люди старшего возраста. Но в этом кризисе у них сохраняются стабильные, хоть, и невысокие доходы. Это, а также длительные оплаченные больничные листы работающим пенсионерам, позволили пожилым минимизировать снижение уровня жизни.
А вот ухудшение благосостояния людей среднего возраста очень неблагоприятная тенденция. Эта категория населения значительно влияет на потребительский спрос и также является наиболее производительной и инновационной частью населения. При этом люди среднего возраста оказывают материальную помощь младшему и старшему поколениям своих семей.
Кроме того, в связи с демографической ямой численность этой группы снижается. На фоне ухудшения уровня жизни этой категории россиян является «горючей смесью». Это еще и политически активная группа населения, от которой зависит социально-политическая ситуация в стране.