ФАС допустила рост тарифов на грузовые перевозки РЖД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД в части показателя средней инфляции. Однако предложенная ведомством схема дает меньший объем финансирования, чем рассчитывала монополия.
Соответствующее предложение с проектом доклада президенту страны Владимиру Путину глава ФАС Максим Шаскольский направил первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову. Однако документ вернули на доработку, пишет РБК. По словам источника издания, в нем необходимо доработать предложение по грузовому тарифу, а также рассмотреть возможность увеличения стоимости перевозки угля, металлов и удобрений.
В первом полугодии 2021 года грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре принесли РЖД около 65% выручки — 813,6 миллиарда из 1,24 триллиона рублей.
Сейчас грузовые тарифы рассчитываются так: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 п. п. Однако генеральный директор РЖД Олег Белозеров регулярно поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии. По информации «Коммерсанта», в 2022 году он составит 270 миллиардов рублей.
В целях компенсации дефицита монополии в текущем году власти рассматривали различные варианты. Среди них — вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД на 82 миллиарда рублей, повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита. Рассматривалась также возможность выделения Минфином РЖД 140 миллиардов рублей в 2025–2026 годах.
В результате РЖД вернулись к обсуждению повышения грузовых тарифов на фоне роста цен на материалы, прежде всего на металл. ФАС всегда выступала против этого предложения. Изменить подход к расчету тарифов глава Белозеров предложил Путину в сентябре. РЖД хотела добиться рассмотрения вопроса о расчете тарифа на грузоперевозки на базе промышленной, а не потребительской инфляции. Корректировка позволила бы компании получить в 2022 году 2,1 процентных пункта индексации тарифа, или 30–40 миллиардов рублей.
В новом обращении к Путину глава РЖД отметил, что инвестпрограмма РЖД — третья по величине после инвестпрограммы «Газпрома» и «Роснефти». Ее объем в 2017–2021 годах составил 3,2 триллиона рублей. Из них 0,38 триллиона составляют средства бюджета и ФНБ.
Вместе с тем Белозеров ссылался на то, что, в отличие от компаний-экспортеров, у монополии отсутствует возможность дополнительной прибыли за счет благоприятной конъюнктуры мировых рынков или курсов валют. Компания оказывает услуги в рублях по регулируемому тарифу. Он не учитывает рост цен в промышленности.
Шаскольский в письме Белоусову идею главы РЖД отклонил. Вместо этого ФАС предложила уточнить формулу расчета темпа роста тарифов как среднее арифметическое значение прогнозных индексов потребительских цен за текущий и последующий год минус 0,1 процентного пункта.
«Отказ от текущего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность субъекта естественной монополии в оптимизации затрат, в том числе при закупках продукции», — пояснил он.